Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шитали пранаяма (охлаждающее дыхание)


Ответы на билеты

Билет 1.

 

1. Йога: определение и суть, как физической и

2. духовной практики.

2. Этические и моральные принципы йоги / Яма и Нияма/.

3. Базовые типы дыхания.

Вопрос 1 Йога-определение самой дисциплины. Объяснение сути йоги как физической и духовной практики

С терминологической точки зрения, "йога" означает "союз", "гармоническое единство". С философской точки зрения, йога - одна из шести традиционных философских школ Индии. Йога - Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Патанджали даёт определение йоги: Йога читта вритти ниродаха.

Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

Под йогой понимают объединение духовных, психических и физических практик, направленных на достижение устойчивого психического состояния путем осознанного управления психическими и физическими функциями человеческого организма.

Существует много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (Хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога).

Вопрос№2

Этические и моральные принципы йоги: Яма и Нияма

Автор Йога-сутр, Патанджали в своем трактате называет восемь ступеней аштанга-йоги. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы. Первые две ступени йоги являются как бы подготовительными. Называются эти две ступени "яма" и "нияма", оба слова происходят от одного корня. Эти слова синонимы. Первому слову придается смысл "воздержание", второму "соблюдение обетов".

5 правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.
1.«Ахимса» - никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда

2.«Брахмачарья» - воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.

3. «Астейя» - «не укради». Скупость и зависть, сладкая ложь и преследование корыстных целей под личиной честности — все это должно быть отметено.

4. «Сатья» - это честность. Человек должен быть правдив в мыслях, словах и делах. Но эта правда не должна ранить окружающих: слова горькой правды произносить не следует.

5.«Апариграха» - непринятие даров, необладание, запрет на желание обладать.

Нияма – вторая ступень йоги. Это указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.

1.«Шауча» - соблюдение Бахир шауча(внешнее очищение) и Антах шауча (внутреннее очищение).

Бахир шауча включает в себя мытье наружных частей тела красной глиной и водой. Антах шауча означает видеть в каждом создании друга и помогать всем живым существам. Это означает, что разум воспринимает все сущее как друга и видит в нем отражение Бога. Такого рода концентрация внимания на Высшей Сущности и называется антах шауча.

2.«Сантоша» - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.Если ум человека устремлен в одном направлении, если человек всегда чувствует себя счастливым и никогда ни о чем не жалеет, то он испытывает удовлетворение (сантошу). Практикующий сантошу постоянно пребывает в радости.

3.«Тапас» - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему. Выполнение ритуалов для тренировки тела и органов чувств.

4.«Свадхиайя» - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.это чтение ведических текстов и молитв согласно особым правилам.

5.«Ишвара Пранидхана» - или посвящение себя Богу. Это значит, что все свои действия, все намерения — высказанные и невысказанные — человек совершает без расчета на их плоды. Результаты всех поступков он предлагает Господу.

Вопрос 3.

1. Полное йоговское дыхание;

2. Диафрагмальное дыхание;

3. Дыхание способом «удджайи».

Полное дыхание йогов состоит из трех типов дыхания: диафрагмального, ключичного и реберного. При этом сначала делается плавный вдох животом (брюшное дыхание), затем происходит расширение грудной клетки (реберное дыхание) и в завершении мягко поднимаются ключицы (ключичное дыхание). Выдох в полном дыхании йогов может осуществляться как в этом же порядке, так и в обратном. Эффект: наполняет организм энергией (праной), снимает усталость, дает душевное равновесие, наполняет ощущением мира.

Диафрагмальное или как его еще называют брюшное дыхание, осуществляется за счет того, что диафрагма сжимается и опускается на вдохе, что сопровождается выпячиванием и расслаблением живота. При таком дыхании действует большая часть легких, и оно считается самым правильным.

Уджджайи или «Сохам» пранаяма - это дыхание с несколько пережатой голосовой щелью, так что на вдохе слышен звук «со» а на выдохе звук «хам». При уджджайи происходит усиленная работа дыхательных мышц, и усиление дыхательной струи. При этом повышает амплитуда давления между вдохом и выдохом, что значительно усиливает газообмен.

Эффект: является разогревающим дыханием, увеличивает продолжительность вдоха и выдоха, явл. успокаивающим, быстро выводиться углекислый газ. Может выполняться как закрытым так и открытым ртом. Противопок. При повышенном артериальном давлении.

Капалабхати, бхастрика, сурья и чандра бхедана (тайна), анулома пранаяма, вилома пр., охлаждающие – ситкари (Свистящее) пр., ситали пр.(язык прубочкой), бхрамари (жужжащая пчела)

Есть две основные практики пранаямы, которые используются для снижения теплоты тела: шитали и шиткари пранаямы. Корень шит означает «холод», а шитал означает «нечто спокойное, бесстрастное и неэмоциональное». Эти практики охлаждают и физическое тело, и ум.

Шитали и шиткари — уникальные техники, поскольку в них дыхание осуществляется не через нос, а через рот, где происходит охлаждающее действие. При дыхании через нос входящий воздух нагревается до температуры тела, но в этих двух практиках такое кондиционирование специально исключено.

Когда дыхание втягивается через рот, испарение влаги на языке и остальной поверхности рта вызывает охлаждение входящего воздуха. Согревающее действие капилляров в слизистой оболочке носа также исключается. Затем этот воздух охлаждает кровеносные сосуды, пронизывающие легкие, что в сочетании с охлаждением рта и горла приводит к постепенному удалению избытка тепла. Замечено, что эти техники очень эффективны в жаркую погоду.

Поскольку вдыхаемый воздух минует естественную систему фильтрации, находящуюся в носу, рекомендуется практиковать эту пранаяму только на свежем, чистом воздухе, чтобы избежать загрязнения легких. Эффекты шитали и шиткари пранаямы и принципы их выполнения одинаковы; различается только метод вдоха.

Техника 1: с кхечари мудрой

Делайте вдох и выдох через обе ноздри, частично сокращая голосовую щель. При прохождении воздуха в горло должен возникать мягкий шипящий звук, похожий на звук пара, осторожно выпускаемого из скороварки; вдох должен быть долгим, глубоким и контролируемым.

Выполняйте полное дыхание йогов, сосредоточиваясь на звуке, который создает дыхание в горле.

Затем загните язык назад и вверх, чтобы его нижняя поверхность соприкасалась с небом. Как можно сильнее вытяните кончик языка назад. Не перенапрягайтесь. Это положение языка известно как кхечари мудра (языковый замок). Продолжайте практику в течение некоторого времени. Когда язык устанет, освободите кхечари мудру и выполните не­сколько циклов удджайи, затем повторите мудру и продолжайте действовать как до этого.

Техника 2: С йони мудрой

Практикуйте йони мудру, позволяя ноздрям оставаться открытыми в течение всей практики. Начните выполнять базовый метод бхрамари. Сосредоточивайтесь на тонких звуковых вибрациях в центре головы и на любых образах, возникающих перед закрытыми глазами. Выполните от десяти до пятнадцати циклов.

Техника 5: Пранава пранаяма

Все техники бхрамари можно практиковать, используя вместо гудящего звука мантру Аум; при ее произнесении буквы А и У звучат очень коротко, а буква М — долго: Мммммм... Вдыхайте с удджайи, перемещая осознание в позвоночном ка­нале из муладхары к аджна чакре.

При выдохе мантра Аум опускается в позвоночнике из аджны к муладхара чакре.

Занимайтесь в течение пятнадцати минут. Затем прислушивайтесь к внутренним звукам, держа руки в йони мудре.

Продолжительность: В начале выполняйте от десяти до пятнадцати циклов. Постепенно увеличивайте продолжительность вдоха/выдоха и количество циклов. Практика может продолжаться до получаса.

Противопоказания: Нельзя заниматься в лежачем положении. Людям с больным сердцем не следует делать задержку дыхания. При сильном воспалении уха необходимо сперва вылечиться.

Благотворное действие: Эта практика чрезвычайно полезна для избавления от тревоги и умственного напряжения. Она помогает усмирять гнев, делает ум сосредоточенным и пробуждает осознание тонких вибраций и звуков. Для пробуждения психической чувствительности ее следует выполнять на ночь перед сном, или ранним утром, пока еще темно.

Техника выполнения

Сидите в падмасане или сиддхасане/сиддха йони асане. Убедитесь, что тело прочно зафиксировано в сидячем положении.

Медленно вдыхайте носом, одновременно поднимая голову и подбородок (не слишком далеко назад). Фокусируйте взгляд на межбровном центре в шамбхави мудре.

Выпрямите руки, зафиксировав тело в устойчивом, но не напряженном положении.

Задержите дыхания, и продолжайте его задерживать в течение короткого времени после того, как почувствуете необходимость сделать выдох.

Медленно освободите свое положение, опустите голову, расслабьте руки и закройте глаза.

Сделайте контролируемый выдох.

Примерно минуту дышите нормально, прежде чем начать следующий цикл.

Выполняйте до тех пор, пока не почувствуете наступления обморочного состояния; тогда просто осознавайте тонкие переживания ума и тела.

Последовательность: Обычно выполняется после других практик пранаямы.

Противопоказания: Заболевания сердца, гипертония, головокружения и опухоли мозга.

Прекращайте практику, как только возникает ощущение обморока.

Благотворное действие: Эта практика полезна для подготовки к сосредоточению и медитации. Она помогает снижать умственное беспокойство, вызывает расслабление и усиливает внутреннее осознание.

Продвинутая практика: Приготовьтесь, сидя в падмасане или сиддхасане/сиддха йони асане.

Сделайте медленный и глубокий вдох через нос и задержите дыхание внутри.

Поставив руки в упор, выполняйте джаландхара бандху, а затем шамбхави мудру.

Удерживайте дыхание немного дольше, чем это удобно. Сохраните джаландхару, но расслабьте плечи. Закройте глаза и медленно выдыхайте, попрежнему держа голову опущенной вперед. В конце выдоха медленно поднимите голову. Сделайте несколько нормальных вдохов-выдохов, прежде чем сосредоточиваться на ощущениях ума/тела или даже на дыхании.

Продолжайте практику до появления ощущения головокруже­ния и обморочного состояния, после чего прекратите практику, но сохраняйте осознание.

Основные виньясы.

Простейшие движения в ритме дыхания, например, с вдохом поднять руки или развести руки. Это движения, которые не меняют положения тела в пространстве. Движения, меняющие опорные элементы, например, со стоп на колени или стоя на голове поменять положения рук – это тоже изменение опор.

Главные виньясы, это те, которые меняют направление позвоночника в пространстве с одновременным его изгибанием. При сгибании позвоночника вся периферийная нервная система активизируется. Энергетический эффект от основных виньяс самый сильный.

Методика виньясы заимствована из Тибета, из холодных территорий, там, где нужно греть тело. В Индии этого не нужно, вы делаете две асаны и уже все в поту, даже с утра. Сгибая тело, мы его нагреваем, как любой элемент при сгибании.

У тела есть шесть основных положений: Головой вверх, головой в низ, на животе, на спине, на одном боку, на втором боку. На основе этих стартовых положений мы можем гнуть позвоночник и получим основные продольные виньясы.

Существуют различные уровни сложности основных виньяс. Например, в перевернутом положении существует четыре принципиально разные опоры: на плечах, на голове, на предлечьях и на руках.

Виньяса- “Связка“,“второстепенное движение“,"порядок следования“

Виньяса- это движение тела, синхронизированное с дыханием.

Виньяса- это динамическое движение, которое соединяет статические асаны между собой в ритме дыхания.

Виньяса- «дыхательно-двигательная система упражнений»

Основатели и преемственность

1. Шри Рамамохана Брахмачари

2. Шри Тирумалай Кришнамачарья

3. Паттабхи Джойс

4. Индра Дэви

5. Дэвид Свенсон

6. Ричард Фриман

Западные школы (использующие систему виньяс)

1. Аштанга-виньяса йога

2. Дживамукти йога (Jivamukti Yoga)

3. Виньяса флоу (Vinyasa Flow Yoga)

4. Пауэр-виньяса (Power Vinyasa Yoga)

Система виньясы многогранна:

1. Определенное число дыханий и движений для выхода и входа в асану.

2. При синхронизировании движения с дыханием уджджайи и применением мула-бандхи и уддияна-бандхи в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Этот пот очищает и омолаживает мускулы и органы, выводя вредные токсины, В результате в теле чувствуется сила и легкость.

3. Виньяса означает связь между асанами в сериях.

4. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу.

5. Виньяса перестраивает тело между выполнением асаны в разные стороны и после каждой асаны.

6. Когда все внимание уделяется работе на основе правильного подсчета виньясы, практика становится очень сосредоточенной, дыхание ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

По динамическим характеристикам Виньясы делятся:

1. По направлению движения — односторонние (от 1-ой формы тела — ко 2-ой, и затем — к 3-ей,не возвращаясь к первой ) и двухсторонние (от первой формы тела ко второй и обратно — к первой).

2. По количеству повторений — однократные (один цикл от 1-ой формы тела ко 2ой и обратно к 1-вой, а затем — переход к 3-ей) и многократные (повторение нескольких одинаковых циклов подряд от 1-ой формы тела — ко 2-ой и обратно к1-ой).

3. По количеству движущихся элементов — одноэлементные (движение 1-ой руки без изменения формы остальных элементов тела) и групповые (одновременное движение рук, ног и позвоночника).

4. По скорости — быстрые(при движении на макс. скорости без потери качества), медленные (при специально заторможенном движении) и очень медленные (при таком медленном движении, которое со стороны невозможно различить).

По воздействию Виньясы делятся:

1. По воздействию на форму тела — симметричные (при симметричном наклоне из положения стоя — вперед) и асимметричные (например, при поднимании одной ноги из симметричного положения стоя).

2. По отношению к силе противодействия — преодолевающие (поднимание веса тела при отжимании от пола) и уступающие (опускание тела на пол из поднятого положения). В преодолевающей фазе движения мышечная сила доминирует над весом тела, а в уступающей фазе — позволяет доминировать весу тела.

3. По направлению позвоночника в пространстве — без изменения (движение рук или ног с сохранением позвоночника вертикальным) и с изменением (при смене горизонтального положения позвоночника на вертикальное).

4. По воздействию на позвоночник — с деформацией (при прогибе позвоночника назад из прямого положения) и без деформации (при изменении положения позвоночника в пространстве из горизонтального — в вертикальное положение с удерживанием его прямым).

Виньясы бывают:

1. вспомогательные

2. основные продольные

3. основные поперечные

4. основные скручивающие

5. межуровневые однонаправленные

6. межуровневые разнонаправленные

7. специализированные непредельные

8. 1 - головой вверх

9. 2 - животом вниз

10. 3 - на боку

11. 4 - животом вверх

12. 5 - головой вниз

Вопрос 3. Восьмиступенчатая йога согласно Йога-Сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите

Семиступенчатая йога Гхеранда-Самхите – список наставлений, которые поведал Гхеранда своему ученику Чандре Капале. Содержит 7 глав (ступеней)

1. Посвящена Шаткармам для очищения

2. Мудрам для уравновешивания

3. Асаны для укрепления

4. Пратьяхара для умиротворения

5. Пранаяма дляобретения ясности

6. Дхьяна для понимания своей сути

7. Саматхи для просветления. Дает незапятнанность и ведет к освобождению.

Восьмиступенчатая йога согласно Патанджали – стройная система для личностного развития. Определение йоги: способность направить внимание на объект и все время удерживать его.

1. Яма – отношение к тому, что окружает

2. Нияма – отношение с самим собой

3. Асана – физические упражнения

4. Пранаяма – дыхательные упражнения

5. Дхарана – способность концентрировать ум

6. Дхияна – способность прийти во взаимодействие с тем, что стремишься начать

7. Саматхи. Полное слияние с познаваемым объектом

 

Билет 9.

1. Асаны: классификация и иерархия уровней.

2. Разминочные техники хатха-йоги. Примеры.

3. 8-миступенчатая йога Патанджали и 7-миступенчатая согласно Гхеранда Самхите.

Вопрос 1. Группы Асан. Классификация упражнений и виды нагрузок. (по анатомическому признаку, по характеру мышечного сокращения, по видовому признаку)

Принципы группировки асан:

1. По их пространственному положению (внутри плоскостного принципа). Начинается от поз стоя с преследующим переходом вниз

1. Позы стоя

2. Стоя на коленях

3. Сидя

4. Лежа

5. Перевернутые асаны

2. По воздействию (На раскрытие, растягивание, балансы, скручивания, прогибы и т.д.)

Асаны — статичные положения тела. Являются одними из важнейших составных частеййогической тренировки.

Асана, согласно Патанджали, - "это положение тела, которое удобно и приятно"

Так, в "Хатха йога прадипике" приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны. К первой группе относятся:

· Свастикасана,

· Гомукхасана,

· Вирасана,

· Курмасана,

· Кукутасана,

· Уттана Курмасана,

· Дханурасана,

· Матсьяасана,

· Пашимоттанасана,

· Маюрасана,

· Шавасана

Ко второй

· Сиддхасана,

· Падмасана

· Симхасана

· Бхадрасана

 

Классификация асан

Асаны можно условно разделить по типам воздействия:

 растягивающие

 скручивающие

 силовые

 перевернутые

 сдавливающие

 равновесные

По задачам: медитативные, т.е. способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги и терапевтические, т.е. обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.

Содержание программы

  • Пранаяма
  • Бандхи (замки)
  • Суставная гимнастика
  • Динамичный разогрев
  • Приветствие солнцу
  • Структурированная, тематическая практика асан
  • Релаксация

Описание практики

Пранаяма

  • очищающие: анулома-вилома, надисодхана
  • ментальные: уджайи, бхрамари
  • огненные (разогревающие): бхастрика, капалабхати

Асаны

Для расслабления:

1. Шавасана

2. Баласана

3. Накрасана

Наклоны вперед:

1. Паршвоттанасана

2. Триконасана

3. Вирабхадрасана

4. Джануширшасана

5. Пашчимотанасана

6. Шашанкасана

Прогибы в спине:

1. Марджариасана

2. Бхуджангасана

3. Уштрасана

4. Шалабхасана

5. Дханурасана

6. Чакрасана

7. Апанасана

8. Матсиасана

9. Сарпасана

10. макарасана

11. Бхекасана

12. Эка Пада-Раджкапотасана

Скрутки:

1. Триконасана

2. Ардха Матсиендрасана

3. Маричиасана

Баланс:

1. Врикшасана

2. Гарудасана

3. Уттхита Пашчимотанасана

4. Уттхита Ардха Джанурасана (вытянутая поповина колена)

5. Падангуштхасана

6. Ардха Чандрасана

7. Бакасана

8. Вирабхандрасана 3

9. Анатасана

Перевернутые асаны:

1. Сарвангасана

2. Халасана

3. Ширшасана

4. Урдхво падасана

5. Уттана падасана

6. Випарити карани

7. Адхо мукха шванасана

Раскрытие бедер:

1. Супта Падангуштхасана

2. Титалиасана

3. Вамадевасана

4. Акарнадханурасана

5. Бхунаманасана

6. Хануманасана

Вопрос 3. Бандхи. Кумбхаки.

Бандхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спрессованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

-мула (корневой замок)

-уддияна(брюшной замок)

-джаландара (горловой замок)

-кхечари (языковой замок)

Набхи-бандха или Кхечари бандхаТехника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Джаландхара бандха. Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Уддияна бандха. Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой.

Уддияна бандха включает в себя втягивание внутрь и подтягивание вверх живота и желудка. Она может выполняться сидя, стоя или лежа на спине. Первоначально она должна практиковаться стоя. Она всегда должна выполняться на совершенно пустой желудок, причем желательно также перед занятием опрожнить кишечник.

Мула бандха.

"Мула бандха" означает "корневой замок". Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Мула бандха разделяется на три части (зоны)

·Ашвини мудра –«Лошадиный анус» –анальный сфинктер

Йони мудра (муладхара-мудра)- «Влагалище»- у женщин и передняя часть пениса у мужчин

Ваджроли мудра- «Молния» – мочеиспускательный канал и зона клитора у женщин

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Шактичоланимудра-????

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение:Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Маха бандха (или большой замок).

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, Джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Выполняется после задержки дыхания на выдохе поочередно втягивая бандхи(как волна)снизу вверх,а расслабление (легкое отпускание бандх)сверху вниз,далее выполняется вдох

Польза.

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Кумбхака означает кувшин, который может быть или полон, или пуст…Это пауза между: 1. Вдохом и выдохом, 2.выдохом и вдохом.

Кумбхака – это отвлечение интеллекта от органов восприятия и действия. Она удерживает практикующего в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

Когда успокоено дыхание с помощью кумбхаки – ум становится молчаливым.

КУМБХАКА выполняется двумя способами:

1) Сахита - означает сопровождаемый, посещаемый, совместный. Намеренная задержка дыхания. Она выполняется двумя способами:

Бахиранга (или бахья кумбхака, еще ее называют речака кумбхака) - внешняя задержка, задержка после (полного) выдоха

Антаранга (или антара кумбхака, еще ее называют пурака кумбхака) - «внутренний», или задержка после (полного) вдоха

2) Кевала — самопроизвольная задержка дыхания, когда флуктуации дыхания (случайные возмущения в системе) прекращаются самопроизвольно, без сознательных усилий. Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета. Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения. Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя.

Не выполнять при гипертонии, заболеваниях сердца, глаз или ушей (например, глаукома или гнойное воспаление в ушах).

Бандхи и кумбхака:

При выполнении любой кумбхаки более 10 секунд необходимо введение джаланхары бандхи. Она действует как предохранительный клапан, регулируя и распределяя энергию, снижает нагрузку на сердце и сосудов головного мозга. Снимается избыточное напряжение и прана не поступает выше горла, тем самым не создавая излишнего напряжения.

Когда дыхание удерживается более 10-15 секунд можно ввести мулабандху. ЕЕ можно выполнять в конце вдоха и сохранять на протяжении всей задержки (внутренней).

Жизненная энергия не уходит если кумбхака выполняется вместе с бандхами.

Бахья кумхака (внешняя задержка) бывает двух видов «задумчивая» и динамическая. Первая – без уддияны бандхи, вторая же с ней. Уддияна бандха во внешней задержке массирует абдоминальную область и сердце и предотвращает рассеивание энергии.

Махабандха и кумбхака: в практике практикуется как внешняя так и внутренняя задержки. Предлагается 3 способа: 1. после полного вдоха сначала подтянуть мулабандху, затему уддияну и в конце джаланхару. После задержки на выдохе постепенно отпустить джаланхару затем уддияну и мулабандху. 2. После полного выдоха та же последовательность, и 3. последовательное введение бандх – на задержке после вдоха мулабандха и джаланхара бандха, далее с выдохом введение уддияны бандхи – удержание тройного замка на внешней задержке (бахья кумбхаке) и постепенный

 

БИЛЕТ № 12.

1. Йога: определение дисциплины. История и основы философии.

2. Шавасана: обоснование необходимости на физическом, психическом и ментальном уровне. Особенности для начинающих.

3. Бандхи, Мудры и Дришти- универсальные методы энергоуправления.

Разновидности.

Вопрос 1. Йога-определение самой дисциплины. История и основы философии

С точки зрения философского содержания в йоге нет ничего принципиально нового по сравнению с философией санкхьи. Йога лишь только привносит углубленное понимание психологии и механизма процесса освобождения. Так что вряд ли правомерно рассматривать йогу в качестве самостоятельной философской системы, но точнее будет считать ее практикой теории санкхьи.

Йога - Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

Философские основы Йоги. Система йоги тесно связана с философской системой санкхьи и, по сути, является ее применением в повседневной жизни. Санкхья считает, что в мире действует два начала: материя (пракрити) и дух (пуруша).

Пуруша и Пракрити – это две основные категории, в которых заключается все существующее.

Пракрити – это материя, это все, что человек может ощутить или прочувствовать любым другим способом. Это все физические объекты материального мира и его энергетические поля.

Пуруша – это духовная субстанция, вечный Дух. Иными словами, это высшая часть бытия, которую человек не может себе представить. Пуруша, в отличие от Пракрити, обладает сознанием. Кроме того, он не подвержен изменениям. Начинающие йогины иногда путают понятие Пуруши с Богом. Однако эти термины различны по своей природе. Пуруша не имеет никаких личностных атрибутов.

До того, как Пуруша и Пракрити соединились, последняя находится в не проявленном состоянии. Пуруша в человеке представляет собой истинное «Я», его чистое сознание. При этом истинное «Я» неизменно.

Антахкарана – разум, состоит из четырех подразделений:

Аханкара –то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной "персональности". Является препятствием для соединения с пурушей.

Буддхи: то, что дает оценку идеям и мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат.

Манас: то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них.

читта – та часть разума, которая погружена во внешний мир, накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.

Вивека - Различение, распознание; восприятие отличности истинного Я, чистого сознания от того образа самого себя, своей личности, которым обладает каждый человек.
Путь к вивеке облегчается семистадийным пониманием и связан с отделением Наблюдающего от четырех телесных и трех умственных обусловленностей (страдание, удовольствие, влечение или привязанность, неприятие или отвращение, мышление, восприятие и воля).

Ка́рма (санскр.— «причина-следствие, воздаяние) —вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Самскара - означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях.

Главная цель Йоги - освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых одним словом "Йога". При этом происходит осознание своего собственного "Я" как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное "Я" едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Таким образом, Йога - это движение, направленное от иллюзии к истинной реальности, от преходящего к вечному.

Веды. Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает"знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-Юги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Атхарва веда".

После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату", историю Индии. Всё это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок (стихов), четыре Веды и 108 Упанишад - составляет ведическую литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Упанишады - это философская часть Вед, древнейших священных текстов индуизма. В Упанишадах говорится о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или Я, со Вселенской Душой.

Бхагавад-Гита в переводе с санскрита - «Песня Бога» является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита представляет собой часть великого санскритского эпоса «Махабхарата», заключая в себе всю основную мудрость данного произведения. В восемнадцати главах Бхагавад Гиты сконцентрированы базовые положения всех основных направлений индийской философии, поэтому данный текст одинаково почитается в разливных традициях. В Бхагавад-Гите систематизируются основные пути йоги и кратко описываются их принципы: карма-йога (путь действия), джняна-йоги (путь Знания), бхакти-йога (путь преданности). Гита считается лучшим трактатом по карма-йоге.

Йога Сутры были написаны мудрецом Патанджали незадолго до рождения Христа (IV-II в. до н.э.) до сих пор считаются одним из самых авторитетных текстов по раджа-йоге.

Патанджали удалось собрать все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединить их во всестороннюю и гармоничную систему. Всего в ста девяносто шести шлоках рассмотрены основы философии, предыстория, методы и достижения раджа йоги. Слово сутра означает «нить» - строфы текста подобно бусинкам нанизаны на единую нить повествования, каждая занимает строго свое место и преследует свою цель. Текст представляет собой шедевр краткости. Тем не менее, понимание текста без комментариев крайне сложно.

Йогу, описанную Патанджали стали называть Йогой Патанджали или Аштанга йогой - йогой восьми ступеней. Эти восемь ступеней следующие:

Яма (правила социального поведения)

Нияма (личная самодисциплина)

Асана (позы)

Пранаяма (регулирование праны посредством управления дыханием)

Пратьяхара (отключение сознания от внешнего мира)

Дхарана (сосредоточение)

Дхьяна (медитация)

Самадхи (сверхсознание).

Хатха-йога Прадипика, «Прояснение Хатха-йоги» - является одним из самых авторитетных трактатов по хатха-йоге. Текст написан на санскрите Свами Сватмарамой, приблизительно в XV в. В тексте изложены такие техники как шаткарма, асаны, мудры и бандхи, а также пранаяма. В первой же шлоке трактата подчеркивается, что хатха-йога предназначена для подготовки к раджа-йоге.

Гхеранда Самхита, «Собрание Гхеранды» - является довольно поздним классическим текстом по хатха-йоге (датируется XVII в.). Мудрец Гхеранда последовательно описывает семь ступеней для достижения самадхи, составляющие соответственно семь глав:

Шаткарма

Асана

Мудра

Пратьяхара

Пранаяма

Дхьяна

Самадхи

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям. Отметим общество Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачар<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.