Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йогасаны для современного человека


 

Современный человек окружен огромным количеством всевозможных «достижений цивилизации», назначение которых — создание физического комфорта и получение чувственных наслаждений. Он работает в кондициони­руемом помещении, спит на толстом поролоновом матрасе, перемещается только на автомобиле, развлекается в кинотеатрах и ночных клубах, употреб­ляет снотворное, транквилизаторы и прочие медицинские препараты для того, чтобы быть в состоянии противостоять негативному влиянию современной жизни, чтобы хоть на время обрести покой и получить столь необходимый его психике отдых. Но вместо покоя, отдыха и счастья он чувствует лишь неуклон­но возрастающее физическое, психическое и эмоциональное напряжение. Сов­ременный человек не в состоянии защитить себя от фрустрирующего влияния современного общества. А существует ли вообще способ освободиться от этого влияния? Да. С помощью йоги. Практикуя йогасаны, человек может избавить­ся от таких недугов, вызванных современным «цивилизованным» образом жизни, как запоры, ревматизм, закрепощение суставов, беспокойство и нерв­ное напряжение. Те, кто регулярно практикуют асаны, имеют значительно больше сил и энергии противостоять выдвигаемым жизнью проблемам. Се­мейные и общественные взаимоотношения автоматически становятся более гармоничными.

В наш век научных открытий и изобретений, когда существует такое огром­ное количество технических средств для привнесения комфорта в жизнь чело­века, кажется неправдоподобным, что лишь немногие люди имеют возмож­ность радоваться и наслаждаться жизнью, а между тем — это факт. Огромное количество людей имеют большие доходы, тем не менее жизнь их бедна и бесцветна. Они невосприимчивы к радостям жизни и полагают, что счастье — это лишь воспоминания детства. Практика асан поможет избавиться от подоб­ного «безжизненного» существования. Ваше восприятие жизни значительно расширится, вы будете с легкостью вникать в проблемы других людей, посте­пенно начнете ощущать себя частью всемирного человеческого братства.

Люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом, смогут зна­чительно повысить эффективность своего мышления и развить способность проникновения в суть рассматриваемых вопросов; их ум будет функциониро­вать четко и ясно. Люди, занимающиеся физическим трудом, смогут поддер­живать себя в хорошем состоянии и снимать все напряжения и стрессы, нако­пившиеся в течение дня.

В последние годы огромное количество людей, особенно молодых, пытаясь хоть как-то упорядочить свою жизнь и привнести в нее некий смысл, прибега­ют к помощи наркотиков, ЛСД, гашиша и пр. Для таких людей йога (сюда же относятся и асаны) — великолепный способ привнести новый смысл в свою жизнь. Возможности наркотиков ограничены, к тому же они разрушительно действуют на организм, в то время как систематическая практика йоги приво­дит к окончательной реализации.

 

История и мифология

 

История йогасан как физической, психической и духовной культуры уходит своими корнями в глубины веков. О них говорится в древнейшем из ныне известных человечеству литературных произведений — Ведах, которые содер­жат мудрость достигших реализации риши и мудрецов тех времен. Но некото­рые исследователи полагают, что наука йоги возникла гораздо раньше, чем даже Веды.

Во время археологических раскопок остатков древней цивилизации в Хараппе и Мохенджо-Даро (сейчас эти территории принадлежат Пакистану), было обнаружено множество статуэток, изображающих Бога Шиву и Парвати (его жену) в различных йогасанах. Эти руины остались после цивилизации, период расцвета которой приходится на доведические времена, — задолго до того, как на индийском субконтиненте появилась цивилизация ариев.

Согласно традиции и древним писаниям принято считать Шиву основопо­ложником йоги. Он создал асаны и обучил им свою первую ученицу — Парва­ти. Утверждают, что первоначально было разработано 8 400 000 асан, соответ­ствующих 8 400 000 уровням сознания, каждый из которых прорабатывается индивидуумом в течение одного перевоплощения, прежде чем он получит освобождение от цикла рождений и смертей. Эти асаны символизируют собой эволюционный процесс — от простейших форм жизни до человека, пол­ностью познавшего как свое Я, так и строение Вселенной. При этом полагалось, что, выполняя эти асаны, человек может пройти все стадии перевоплощения в течение одной жизни, эволюционируя от одного уровня сознания к другому.

В течение веков асаны модифицировались великими риши и йогами, их число уменьшалось, и в настоящее время известно всего несколько сотен йогасан. Из них только восемьдесят четыре имеют подробное описание и лишь около тридцати рекомендуются для практики современному человеку.

Шива рассматривается как некий символ — образ, в котором воплотилось высшее сознание. Когда душа человека освобождается от привязанности к материальному миру, он достигает состояния чистого сознания. Парвати рас­сматривается как мать всей Вселенной. Она — воплощение высшей мудрости. Милостью ее человек становится свободным (мукта) и объединяется с выс­шим сознанием. Говорят, что она из любви и сострадания к своим детям подарила им свое тайное знание в виде тантра-шастр. Она олицетворяет собой материнский аспект — огромную энергию, находящуюся внутри каждо­го из нас в спящем состоянии. Эта энергия (шакти) известна также как кундалини.

Слово тантра происходит от сочетания двух слов: «таноти» («расшире­ние») и «траяти» («освобождение»). Таким образом, тантра — это наука, указывающая путь расширения сознания и освобождения его от присущих ему ограничений; йога же — это ветвь тантры. Мы не можем отделить йогу от тантры. Обе они происходят от Шивы и Шакти. Сознание и материя не могут быть разделены — они сопутствуют друг другу в точности как огонь и его тепло.

Тантра — это путь духовного развития для обычных людей, освобождения их от страданий и привязанностей материального мира, причем, следуя этому пути, человек имеет возможность наслаждаться всеми земными радостями. Тантра требует от человека прежде всего определить пределы и потенциальные возможности его тела и разума. Далее тантра предписывает определенные техники для расширения мирского сознания до божественного, а затем — до чистого, освобожденного сознания. Различные асаны, пранаямы, мудры и бандхи практикуются для очищения тела, разума и сознания. Очевидно, что все эти техники йоги берут свое начало в тантре.

Первым исторически зафиксированным адептом асан был великий йог Горакхнатх. В те времена наука йоги не была популярна, и Горакхнатх обучил асанам лишь своих ближайших учеников. Йоги того времени жили вдали от общества — в горах и лесах, где они вели жизнь отшельников и аскетов, получая от окружавшей их дикой природы все необходимое для жизни. Учи­телями этих йогов были животные, поскольку последние жили естественной жизнью и были свободны от мирских проблем и болезней. У зверей не было ни докторов, ни лекарств, природа была их единственным целителем. Многие техники йоги были изобретены благодаря изучению жизни обитателей леса. Стоит ли удивляться тому факту, что йога является такой естественной и эффективной системой лечения болезней?

В наше время йога начала распространяться по всему миру, это учение быстро становится всеобщим достоянием. Многие врачи и ученые настоятель­но рекомендуют занятия йогой. Передовые люди понимают, что йога является всеобщим достоянием, а не привилегией святых и аскетов, отрекшихся от мира и погрузившихся в уединение.

 

Классификация асан

 

В нашей книге мы разделили асаны на несколько основных групп. Нет необходимости выполнять все асаны без исключения, да это, по-видимому, и невозможно для современного человека, свободное время которого сильно ограничено.

Асаны разделены на три группы: для начинающих, людей средней подго­товки и опытных практикующих.

Упражнения для начинающих должны выполняться теми, кто никогда не занимался йогасанами, кто в силу каких-либо причин ослаблен либо болен и не может выполнять более трудные практики. Эта группа состоит из элементар­ных упражнений, предназначенных для подготовки тела и разума к асанам и медитативным позам. Эти упражнения ничуть не менее эффективны, чем асаны для опытных практикующих, кроме того, они очень полезны для укреп­ления физического здоровья. В эту группу вошли две серии паванмуктасаны, предмедитативные и медитативные асаны.

Упражнения для людей средней подготовки состоят из асан, которые могут быть довольно трудны для людей, выполняющих без малейших затруднений практики для начинающих. При выполнении этих асан требуется гораздо большие уравновешенность, сосредоточенность и координация движений с дыханием. В эту группу включены такие асаны, как йога-мудра, комплекс сурья-намаскара и др.

Упражнения для опытных практикующих предназначены для тех людей, которые хорошо управляют своими мышцами и нервной системой и в совер­шенстве овладели асанами среднего уровня. Приступая к практике асан этой группы, не следует проявлять нетерпение и излишнюю активность. Эти асаны предпочтительнее выполнять под руководством опытного инструктора.

Асаны подразделяются также на динамические и статические.

Динамические асаны это упражнения, выполнение которых требует энергичных движений тела. Эти практики (фактически гимнастические уп­ражнения) в данной книге мы будем рассматривать как асаны, хотя слово «асана» означает «устойчивое (неподвижное) положение». Цель этих асан сос­тоит не в развитии мышц практикующего и не в придании ему гимнастической гибкости, а в расслаблении его мышц и суставов, а также в улучшении цирку­ляции застоявшейся в разных частях тела крови. Они укрепляют кожу и мыш­цы, интенсифицируют работу легких, выделительной системы и улучшают перистальтику. Они особенно полезны для начинающих. Динамические асаны включают в себя такие серии, как сурья-намаскара, паванмуктасана, динами­ческие варианты пашчимоттанасаны, бхуджангасаны и др.

Статические практики выполняются либо с незначительными движени­ями, либо вообще без движений; нередко тело остается в одном положении в течение нескольких минут и более. Эти асаны мягко массируют мышцы, внут­ренние органы и железы, а также расслабляют нервные ткани во всем теле. Они приводят разум в спокойное состояние и подготавливают практикующего к высшим ступеням йоги, таким, как медитация. Некоторые из них особенно эффективны для отвлечения сознания от объектов чувств. Другие подготавли­вают тело к медитативным техникам, вырабатывая в нем устойчивость и неподвижность. Во время практики этих асан дыхание, как правило, замедля­ется, а практикующий сосредотачивает свое внимание на определенной части тела (в зависимости от выполняемой асаны). Почти все асаны в этой книге относятся к этому классу, включая такие, как ширшасана, сарвангасана, пашчи-моттанасана и др.

 

Указания и предупреждения

 

Нижеследующие указания должны быть тщательно изучены, прежде чем вы приступите к практике самих асан. И хотя некоторые люди смогут сразу выполнить ту или иную асану, всегда нужно помнить, что асаны будут наиболее эффективны и принесут реальную пользу лишь в том случае, если они будут выполняться должным образом и после правильной подготовки.

Опорожнение кишечника.Перед тем как начать выполнение асан, необходи­мо предварительно опорожнить мочевой пузырь и кишечник. Если у вас запор, выпейте два или три стакана слегка подсоленной воды, а затем выполните упражнения, описанные в разделе «шанкхапракшалана», а именно: тадасану, тирьяка-тадасану, кати-чакрасану, тиръяка-бхуджангасану и ударакаршанасану. Если это не поможет, попытайтесь выполнить серию упражнений из цикла паванмуктасаны. Выберите для посещения туалета какое-то определен­ное время (перед выполнением асан). Не напрягайтесь, старайтесь полностью расслабиться. Через несколько недель ваш кишечник будет автоматически освобождаться в выбранное вами время. Избегайте применения слабительных.

Опорожнение желудка.При выполнении асан желудок должен быть пустым. Для этого вы должны начинать практику асан не ранее чем через три-четыре часа после приема пищи. Именно в связи с этим рекомендуется заниматься асанами утром, до завтрака: желудок в это время пуст.

Солнечные ванны. Никогда не практикуйте асаны сразу после продолжи­тельного приема солнечных ванн.

Дыхание. Всегда дышите через нос, если ваш инструктор не дал вам специ­альных указаний на этот счет. В ходе выполнения асан старайтесь координи­ровать дыхание с движениями тела.

Одеяло. Для занятий асанами пользуйтесь сложенным вдвое или вчетверо одеялом. Не применяйте губчатые или надувные матрасы.

Место для практики йоги.Выполняйте асаны в тихой, спокойной и хорошо проветриваемой комнате. Воздух должен быть свежим, чтобы вы могли без усилий вдыхать нужное количество кислорода. Можно заниматься и вне дома, но окружающая обстановка должна быть приятной. Например, для занятий вполне подойдет место в красивом саду, среди деревьев и цветов. Не следует практиковать асаны в грязном помещении, на сильном ветру, на морозе или в помещении со спертым воздухом, в котором присутствует дым или чувству­ются какие-то запахи.

Не выполняйте асаны рядом с мебелью, огнем или чем-то, что может поме­шать свободному падению на пол (особенно при выполнении таких упражне­ний, как ширшасана). Многие несчастные случаи происходят именно в резуль­тате падения практикующего на какой-либо предмет. Не проводите свои заня­тия вблизи электрического вентилятора.

Напряжение.При выполнении асан никогда не прилагайте чрезмерных уси­лий. В начале своей практики начинающие могут обнаружить, что некоторые их мышцы не растянуты должным образом, но спустя 2—3 недели они с удивлением отметят, что эти мышцы стали более эластичными.

Возрастные ограничения.Асаны могут практиковать люди любых возраст­ных групп и вне зависимости от пола.

Предостережения.Люди, у которых когда-либо были переломы костей, а также страдающие хроническими заболеваниями, такими, как язва, туберкулез или грыжа, прежде чем приступить к практике асан, должны проконсультиро­ваться у инструктора йоги или у врача. Если вы чувствуете, что по какой-либо причине вам не стоит практиковать асаны, следует немедленно обратиться за советом к специалисту.

Время практики. Асаны могут выполняться в любое время дня (но не сразу после приема пищи). Однако наилучшее время для практики асан — промежу­ток между четырьмя и шестью часами утра. На санскрите этот промежуток называется брахмамухурта. Этот период времени наиболее благоприятен для занятий высшими ступенями йоги. Воздух в это время чист, спокоен и напол­нен солнечной энергией. Активность желудка и кишечника приостановлена. Ум относительно спокоен на сознательном уровне, в нем еще нет мыслей о подготовке к предстоящему дню.

Практикующий, вероятно, заметит, что его мышцы в это время менее эластичны, чем во второй половине дня.

Последовательность в практике.Асаны должны выполняться в первую очередь, затем идет пранаяма, и в последнюю очередь — медитация.

Ощущение своего тела.Практикуя асаны, старайтесь делать их медленно, полностью ощущая свое тело. Если вы чувствуете боль или, напротив, прият­ные ощущения, старайтесь не реагировать — просто воспринимайте то, что чувствуете. Так вы разовьете сосредоточенность и выносливость.

Одежда.Одежда для практики асан должна быть свободной, легкой и удоб­ной. Непосредственно перед началом практики снимите очки, наручные часы и украшения.

Купание.Перед началом практики асан старайтесь принимать холодный душ. Это в значительной степени повысит эффект от их выполнения.

Релаксация(расслабление). Делайте шавасану до, после и по ходу выполне­ния всей серии асан, стараясь максимально расслабить тело. Шавасана кажется очень простой и легкой, но выполнить ее до полного расслабления достаточно трудно.

Диета.Практика йогасан не предусматривает строгих диетических ограни­чений — лучше всего питаться естественной пищей, соблюдая разумные пре­делы в ее количестве. В противоположность устоявшемуся мнению, йога от­нюдь не обязывает вас стать вегетарианцами, хотя на высших ступенях вегета­рианская диета рекомендуется. Практикующим йогу следует наполнять пищей свой желудок лишь наполовину, одну четверть —водой и оставшуюся четверть оставлять пустой. Ешьте ровно столько, чтобы утолить свой голод, не пере­едайте, чтобы потом не чувствовать тяжесть в желудке и леность в движениях. Ешьте, чтобы жить, а не живите, чтобы есть.

Если асаны выполняются с целью духовного роста, вы должны избегать пищи, которая повышает кислотность или вызывает усиленное образование газов в пищеварительной системе.

Если практикующий страдает каким-либо заболеванием, то он должен соб­людать диетические ограничения, соответствующие этому заболеванию.

Прекращение практики асан.Если во время практики вы почувствуете ост­рую боль в какой-либо части тела, выполнение асаны должно быть немедленно прекращено; если необходимо, попросите совет у специалиста. Не удерживайте асану, если испытываете сильный дискомфорт.

Перевернутые позы.Не практикуйте перевернутые асаны, если в кишечнике скопились газы или если есть основания полагать, что ваша кровь сильно загрязнена. Чрезвычайно важно быть уверенным в том, что токсины не попадут в мозг и не причинят вреда.

 

Группа асан дал начинающих

 

Серия паванмуктасаны

 

Слово «паван» означает «кишечные газы», слово «мукта» — «освобожде­ние», а «асана» — «поза». Таким образом, паванмуктасана — группа асан, способствующих удалению газов из тела. Эти асаны крайне просты, но очень эффективны в регулировании трех телесных начал, именуемых в Индии: капха — флегма или слизь, вата — газы и питта — кислота или желчь.

Согласно древней медицинской науке, называемой аюрведой, эти три начала управляют всеми функциями тела. Малейший их дисбаланс вызывает наруше­ния в обмене веществ, и в результате возникает болезнь.

Газы (вата) — это не только желудочные и кишечные газы, но также и те, которые образовываются вследствие неправильных химических реакций в суставах тела, вызывая в них ревматические боли и закрепощение.

Желчь {питта} — это соки, необходимые для пищеварения, а также моче­вая кислота, которая должна регулярно удаляться из тела. При избытке этой кислоты в организме происходит нарушение функций определенных органов.

Практика паванмуктасаны помогает удалить из тела избыточное количест­во газов и кислот, особенно это касается суставов. Упражнения очень полезны для выздоравливающих, инвалидов и людей, плохо владеющих конечностями. Те, кто долгое время болели, с помощью этих упражнений могут вернуть своим мышцам прежнюю силу и выносливость. Практика паванмуктасаны также очень эффективна при разного рода мышечных недугах.

Серия упражнений паванмуктасаны разделена на две группы: группу анти-ревматических и группу пищеварительных упражнений. Эти две группы дол­жны выполняться в том порядке, который рекомендуется в тексте.

 

Антиревматические упражнения

 

Упражнения этой серии благотворно влияют на различные суставы и орга­ны тела. Эти упражнения очень просты и оказывают на практикующего «смяг­чающее» воздействие. На санскрите эта группа упражнений называется «сукшма вьяяма» — «мягкая практика».

Эта серия упражнений должна выполняться в начале ежедневной практики асан, чтобы разработать суставы и разогреть мышцы. Они также рекоменду­ются начинающим, ослабевшим в результате болезни или по какой-либо дру гой причине, тем, кто страдают заболеваниями сердца, гипертоникам, а также всем тем, кто не обладает достаточной гибкостью для выполнения других асан.

Перед тем как приступить к паванмуктасане, выполните шавасану, чтобы расслабиться физически и умственно. Лягте на спину, ноги разведите примерно на ширину плеч, руки должны лежать вдоль тела ладонями вверх. Постарайтесь расслабить мышцы и суставы, избавьтесь от всех напряжений. Почувствуйте свое тело; сосредоточьтесь на дыхании. Вы полностью расслаблены. Наблюдай­те за дыханием; следите, чтобы оно было естественным и совершалось без усилий. Считайте количество дыхательных циклов. Во время счета не подав­ляйте возникающие мысли. Просто свидетельствуйте их без эмоциональной реакции. Ваша основная цель — расслабить тело и ум. На какое-то время забудьте все ваши тревоги, волнения и проблемы.

Через несколько минут медленно подвигайте руками и ногами, а затем сядьте. Теперь вы умственно и физически подготовлены к выполнению паванмуктасаны.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.