Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эка-пада-ширшасана (поза — нога за головой)


 

Сядьте на пол. Вытяните ноги вперед. Слегка согните левую ногу и возьмите ее правой рукой с наружной стороны за лодыжку. Левой рукой возьмитесь немного выше лодыжки (локоть и плечевая часть левой руки должны касаться внутренней поверхности левого бедра).

С помощью рук поднимите левую ногу как можно выше и попытайтесь положить ее на левое плечо. Опустите левую руку так, чтобы она расположи­лась с наружной стороны левого бедра.

Правой рукой поднимите левую ногу еще выше и положите ее ступню за шею.

Сложите ладони перед грудью. Оставайтесь в этом положении удобное для вас время (не перенапрягайтесь). Затем медленно вернитесь в исходное поло­жение. Выполните то же с другой ногой.

Выполните 2 цикла.

Дыхание: В конечном положении дышите медленно и глубоко.

Сосредоточение: На дыхании.

Ограничения: Асану не следует выполнять беременным женщинам, а также людям, страдающим пояснично-крестцовым радикулитом.

Польза практики: Асана массирует поочередно обе стороны живота; тони­зирует половые органы и устраняет их заболевания. Асану практикуют также для лечения варикозного расширения вен, но в этом случае конечное положе­ние необходимо удерживать в течение более длительного периода времени.

 

Уттхан-эка-пада-ширшасана (поза — нога за головой стоя)

 

Примите позу эка-пада-ширшасана. Положите руки на колено свободной ноги и попытайтесь встать. Если это возможно, сложите ладони перед грудью пальцами вверх.

Удерживайте это положение в тече­ние небольшого промежутка времени, затем сядьте, освободите ногу и вытяните обе ноги перед телом.

Повторите асану, поменяв положение ног.

 

 

Примечание:Эту асану могут практи­ковать только те, кто выполняют эка-па-да-ширшасану без малейших затрудне­ний.

Сосредоточение:На поднятии тела в положение стоя.

Все остальные детали остаются таки­ми же, как и в случае эка-пада-ширшасаны.

 

Дви-пада-ширшасана (поза — две ноги за головой)

Примите эка-пада-ширшасану. Мед­ленно поместите за голову вторую ступ­ню. Постарайтесь скрестить ноги за голо­вой. Положите ладони рук на пол по бокам тела. Балансируйте на копчике.

Ладони сложите перед грудью (стадия 1).

Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем положите ладони на пол и выпря­мите руки, подняв тело вверх. Балансируйте на ладонях (стадия 2).

Оставайтесь в этом поло­жении удобное для вас время. Затем медленно опуститесь на пол.

Осторожно освободите ноги, опустите их на пол и вытяните перед собой. Расслабьте все тело.

Примечание:Все прочие детали исполне­ния те же, что и в случае дви-пада-кандхарасаны.

 

Введение в пранаяму

 

Прана это жизненная или эфирная сила, которая пронизывает собою все Мироздание. Она присутствует во всем: в камнях, насекомых, животных и людях.

Несмотря на тесную взаимосвязь между праной и воздухом, которым мы дышим, — эти понятия не идентичны. Прана имеет более тонкую структуру, и может быть определена как внутренняя энергия, находящаяся во всем, что есть во Вселенной.

«Яма» означает «управлять». Поэтому пранаяму можно определить как ряд стимулирующих и увеличивающих жизненную энергию техник, дающих, кро­ме того, полный контроль над течением праны в теле. Было бы ошибкой считать техники пранаямы обычными дыхательными упражнениями, назна­чение которых исчерпывается хотя и чрезвычайно целебным, но сугубо физио­логическим действием — введением в легкие дополнительного количества кислорода. Дыхание используется в пранаяме для управления течением праны в нади (каналы праны) пранамайя-коши (энергетическое тело), очищения пос­ледних и достижения физического здоровья и психического равновесия.

Практика кумбхаки (задержки дыхания) развивает способность управлять праной и позволяет в совершенстве контролировать ум.

Традиционно прана в теле подразделяется на пять составных частей: прану, апану, саману, удану и въяну, имеющих общее название — панча-праны.

 

Прана

 

Это не та прана (космическая энергия), о которой мы говорили выше; речь идет об энергии, локализованной в определенной части тела, а именно в облас­ти, расположенной между гортанью и верхней частью диафрагмы. Прана свя­зана с органами речи, дыхания и пищеводом, а также с мышцами и нервами, приводящими их в действие. Это сила, благодаря которой происходит вдох.

 

Апана

 

Апана расположена ниже пупочной области и обеспечивает энергией ки­шечник, почки, анус и половые органы. Она отвечает за выведение праны через задний проход, нос и рот.

 

 

Самана

 

Эта энергия связана с областью, расположенной между сердцем и пупком. Она контролирует функци­онирование органов системы пище­варения: печени, кишечника, подже­лудочной железы, желудка. Самана также активирует сердце и систему кровообращения. Она отвечает за усвоение организмом питательных веществ.

 

Удана

 

Область тела, находящаяся выше гортани, активируется и контроли­руется уданой: глаза, нос, уши, а так­же вкусовые и тактильные органы чувств. Без уданы было бы невоз­можно ни мышление, ни осознание внешнего мира.

 

Вьяна

 

Эта жизненная сила пронизывает все тело. Она регулирует и контроли­рует все движения тела, а также ко­ординирует деятельность других панча-пран. Вьяна приводит в дейс­твие и согласовывает работу конеч­ностей и связанных с ними мышц, суставов, нервов и сухожилий. Она также отвечает за осанку.

 

Упа-праны

 

Кроме панча-пран существует еще пять упа-пран: нага, курма, крикара, девадатта и дхананджайя, связанных с такими малыми проявлениями актив­ности, как чихание, зевота, чесание, отрыжка (рвота), икота и чувство голода.

 

Вайю

 

Все упа- и панча-праны управляются посредством вайю. Каждая вайю свя­зана с одной праной и имеет то же название, что и соответствующая ей прана.

Например, апана-вайю управляет жизненной энергией апаны. Эти вайю по­рождаются процессом дыхания, и именно благодаря им пранаяма может воз­действовать на жизненные силы организма.

 

Дыхание и жизненные процессы

 

Длительность жизни человека во многом зависит от того, как он дышит. Люди с коротким, быстрым и прерывистым дыханием живут меньше, чем те, чье дыхание медленно и глубоко. В древности йоги измеряли продолжитель­ность жизни человека не в годах, а в количестве дыханий. Они считали, что человеку в течение жизни предназначено сделать определенное число дыханий, различное для каждого. Удлиняя свое дыхание, индивидуум таким образом увеличивает продолжительность своей жизни. Глубоко дыша, человек получа­ет от каждого дыхания больше жизненной энергии, или праны.

Древние йоги жили в лесах, в удаленных и труднодоступных районах. В отсутствие каких-либо внешних отвлекающих факторов наблюдение за дикой природой позволило древним йогам вплоть до мельчайших подробностей изучить жизнь диких животных. Они заметили, что животные с медленным дыханием (пресмыкающиеся, слоны, черепахи и др.) живут долго, в то время как жизнь животных с быстрым дыханием (птицы, собаки, кролики и др.) непродолжительна. Так древние йоги осознали важность медленного дыхания. Дыхание непосредственно связано с работой сердца. Медленное дыхание замедляет сердцебиение, а медленное сердцебиение, в свою очередь, способ­ствует увеличению длительности жизни. Сердце мыши, например, совершает тысячу ударов в минуту — мышь живет очень недолго. Сердечный ритм кита — около 16 ударов в минуту, а слона — около 25. Эти животные известны как долгожители.

 

Свара-йога

 

Свара-йога — это учение о дыхании. Эта наука открывает истинное значение многих явлений, которым обычно не уделяется должное внимание. По тончайшим изменениям потока воздуха в ноздрях свара-йоги могут предска­зывать будущее. Дыхание изменяется в соответствии с обстоятельствами. Нап­ример, когда человек эмоционально возбужден, ритм и сила его дыхания возрастают, тогда как в спокойном состоянии его дыхание медленно и глубоко. В таблице, приведенной ниже, указаны длины дыхания[2], соответствующие различным эмоциональным состояниям.

 

Нормальное состояние 6 анг
Возбужденное состояние 12 анг
Пение 16 анг
Ходьба 24 анг
Сон 30 анг
Прием пищи 20 анг
Физические упражнения 36 анг
Секс 36 анг

 

Приведенные данные весьма приблизительны, но они демонстрируют тот факт, что, наблюдая задыханием, можно получить о человеке дополнительную информацию.

Преобладание потока воздуха через ту или иную ноздрю определяет наст­роение человека. Если превалирует поток воздуха через левую ноздрю, инди­видуум более склонен к размышлению. Если же больше поток воздуха через правую ноздрю — индивидуум более склонен к активной деятельности. Сог­ласно свара-йоге, этот поток периодически меняется таким образом, что иног­да он больше через левую ноздрю, а иногда — через правую. Известно, что он меняется приблизительно каждый час (у некоторых людей каждые 2—2,5 часа), что объясняет флуктуации активности человека.

Длительность вдоха увеличивается днем, связывая разум человека с окру­жающим его миром. Длительность выдоха возрастает во время сна и позволяет человеку войти в мир спокойствия и отдыха.

 

Связующая роль праны

 

Прана является связующим звеном между телом и душой — сила, соединя­ющая сознание и материю. Она активизирует физическое тело. Прана поддер­живает и обеспечивает жизнь, снабжая жизненной энергией то, что в против­ном случае стало бы безжизненным. Воздух, которым мы дышим, является лишь «транспортным средством» для более тонкой субстанции — праны.

 

Духовная практика и пранаяма

 

Пранаяма обеспечивает, прежде всего, свободное и беспрепятственное те­чение праны в пранамайя-коше. Это поддерживает здоровье материального тела.

Духовный искатель должен обрести спокойствие разума. С помощью неко­торых техник дыхание постепенно замедляется, а сила, с которой происходит выдох, уменьшается. В некоторых техниках применяется кумбхака (задержка дыхания) для полного прекращения дыхания на короткий отрезок времени. Это позволяет получить контроль над потоком праны в энергетическом теле, и таким образом успокоить ум и остановить процесс мышления —важнейший начальный этап духовной практики.

Движение воздуха через левую ноздрю тесно связано с течением праны в пингала-нади.

Если поток воздуха в обеих ноздрях одинаков, то потоки праны в ида-нади и пингала-нади также становятся одинаковыми.В этом случае прана начинает течь в важнейшем нади энергетического тела — сушумне и практикующий получает возможность достичь состояния глубокой концент­рации, которое необходимо на высших ступенях медитации.

В своей работе «Наука пранаямы» Свами Шивананда говорит:

«Существует тесная связь между дыханием, электрическими импульсами в нервах исправлением праной или жизненными силами. Прана проявляется на физическом плане как движение и действие, а на ментальном — как мысль. Пранаяма — это средство, с помощью которого йог пытается познать в своем маленьком теле космическую жизнь во всем ее объеме и достичь совершенства, овладев всеми силами Вселенной».

 

Правильное дыхание

 

Большинство из нас дышит неправильно, используя лишь незначительную часть объема своих легких. Наше дыхание поверхностно, в результате чего тело и мозг испытывают кислородное голодание, хотя в этом нет никакой необхо­димости, поскольку в окружающем нас воздухе имеются неисчерпаемые запа­сы кислорода. Результатом поверхностного дыхания является скопление зас­тоявшегося воздуха в нижних отделах легких. Это приводит к различным заболеваниям, в частности к туберкулезу. Поэтому давайте научимся дышать правильно и приобретем хорошее здоровье. Не забывайте: без дыхания мы не можем жить. Дышать наполовину — значит быть живым только наполовину.

Процесс дыхания можно разделить на две части:

Дыхание животом.

Этот вид дыхания называется также диафрагменным дыханием. Вы можете легко почувствовать это дыхание сами, если, сидя или лежа на спине, положите руку на живот.

Глубоко вдохните. Ваша рука при этом будет подниматься по мере поднятия живота. Диафрагма — сильная мышечная перегородка, отделяющая легкие от брюшной полости. Чем ниже она опускается при вдохе, тем больше воздуха попадает в легкие.

Полностью выдохните — и вы заметите, как ваша рука движется вниз по мере опускания живота. Диафрагма поднимется еще выше, если вы втянете живот принудительно. При этом происходит максимальное выдавливание воздуха из легких. Во время этих опытов старайтесь держать грудь и плечи неподвижными.

Грудное дыхание.

Вдыхайте, увеличивая объем грудной клетки. При этом ребра будут двигать­ся вверх и наружу. Выдыхайте — ребра будут двигаться вниз и внутрь. Попы­тайтесь при этом не двигать животом.

 

Йоговское дыхание

Сочетая описанные выше типы дыхания, можно вдохнуть оптимальное количество воздуха в легкие и выдохнуть максимум отработанного воздуха. Этот тип дыхания называется полным, или йоговским; им должен овладеть каждый. Осваивать его нужно следующим образом:

Вдыхайте сначала животом, а затем грудной клеткой одним медленным, плавным движением до тех пор, пока легкие максимально не заполнятся воз­духом.

Выдыхайте, расслабляя сначала грудную клетку, а затем живот. В конце выдоха старайтесь дополнительно напрягать мышцы живота так, чтобы по возможности удалить из легких весь воздух.

В целом, движение от живота к грудной клетке и от грудной клетки к животу должно быть плавным, напоминающим волну.

Сначала из-за отсутствия опыта вы должны будете практиковать это дыха­ние сознательно в течение нескольких минут в день, предпочтительно — до начала занятий пранаямой. Позже, однако, это дыхание станет автомати­ческим.

Изменения, которые после этого произойдут в вашей жизни, будут удиви­тельными. Вы станете меньше подвергаться не только таким недугам, как насморк и кашель, но и более серьезным заболеваниям — вроде бронхита или астмы. Поднимется уровень вашей жизненной энергии; вы будете меньше уставать; мышление станет более острым, и вы забудете о беспокойствах и стрессах.

 

Предварительные упражнения

 

Описанные ниже простые упражнения прекрасно очищают легкие, удаляя скапливающийся в их нижних отделах отработанный воздух. Эти упражнения можно выполнять перед занятиями пранаямой или в любое удобное для вас время.

Упражнение 1

Займите удобную для вас позу (стоя или сидя). Сохраняя спину прямой, положите руки на пол (если вы сидите) или на бедра (в положении стоя). Руки должны быть прямыми.

Вдыхайте животом, одновременно поднимая руки над головой плавным, медленным движением. Поднятие рук увеличивает объем грудной клетки и позволяет ввести максимальное количество воздуха в легкие. Выдыхая, опус­кайте руки и втягивайте живот. Этим вы удалите из легких максимальное количество отработанного воздуха. Практикуйте это упражнение в течение нескольких минут.

Упражнение 2

В этом упражнении используется хаста-уттанасана. Займите ту же позу, что и в упражнении 1. Вдыхайте животом, поднимая руки над головой. Завершите вдох, разведя руки в стороны и тем самым максимально расширив грудную клетку. Выдыхая, сведите руки перед собой и опустите их. Затем втяните живот. Практикуйте это упражнение в течение нескольких минут.

Упражнение 3

В этом упражнении используется уттхита-лоласана. Станьте прямо, расста­вив ноги на ширину около полуметра. Глубоко вдохните, поднимая руки вверх во время вдоха. Затем с выдохом медленно наклонитесь вперед. Наклоняясь, произносите звук «ха» до тех пор, пока легкие полностью не освободятся от воздуха (около 10 раз). Поднимаясь в положение стоя (с поднятыми над голо­вой руками), медленно вдыхайте. Практикуйте это упражнение в течение нес­кольких минут.

Это отличный метод вентиляции легких и удаления из них отработанного воздуха.

Советы и предупреждения: Практикующие пранаяму должны тщательно соблюдать следующие правила:

1. Между началом практики пранаямы и последним приемом пищи должно пройти по крайней мере 4 часа. Пранаяму должно практиковать при пустых мочевом пузыре, желудке и кишечнике.

2. Выполняйте пранаяму после асан, но перед медитацией.

3. Во время практики пранаямы тело должно быть отдохнувшим и полностью расслабленным. Спина, шея и голова во время практики должны находить­ся в одной вертикальной плоскости.

4. Избегайте любых напряжений. Задерживайте дыхание только на удобный для вас период времени. Это очень важно, так как легкие очень чувствитель­ный орган и любое неделикатное воздействие может причинить им вред.

5. Занимайтесь в хорошо проветриваемом (но без сквозняка), чистом и прият­ном месте. Не практикуйте пранаяму в пыльном, грязном помещении с неприятными запахами.

6. В начальный период занятий могут иметь место запор и уменьшение коли­чества выделяемой мочи. В случае затруднения дефекации прекратите упот­реблять в пищу соль и специи. Если появится расслабление кишечника, надо прекратить занятия пранаямой на несколько дней. В этот период следует питаться рисом, творогом, простоквашей и йогуртом.

7. Во время практики пранаямы надевайте свободную одежду, либо покрывай­те тело простыней или одеялом с таким расчетом, чтобы вас не беспокоили внешние раздражители вроде насекомых.

8. Позы сиддхасана и сиддха-йони-асана являются наилучшими для практики . пранаямы, поскольку они распрямляют плечи и тем самым освобождают грудь.

9. Высшие ступени пранаямы должны изучаться только в присутствии квали­фицированного инструктора.

10. Практикующим пранаяму следует воздерживаться от употребления табака, конопли и т. п.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.