Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формулирование проблемы исходного текста


Первый этап работы над сочинением – формулирование проблемы исходного текста.

Следует напомнить учащимся, что проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблема может быть сформулирована как вопросительным предложением (например, "Как влияют перемены погоды на здоровье человека?"), так и повествовательным (например, "Автор обозначает проблему влияния перемен погоды на здоровье человека"). На наш взгляд, целесообразнее ориентировать учащихся на формулирование проблемы в виде вопроса, поскольку так будет легче впоследствии обозначить авторскую позицию, ведь ответ на проблемный вопрос и есть авторская позиция, идея текста.

Зачастую на экзамене учащиеся получают тексты, в которых можно увидеть две и более проблемы (но выбрать и прокомментировать предлагается только одну). Поэтому необходимо объяснить выпускникам, что в сочинении нужно рассматривать ту проблему, которую легче прокомментировать и по которой у них найдутся более убедительные аргументы.

Попытаемся выделить основные проблемы в тексте Ю. Бондарева.Обратим внимание на заглавие миниатюры: оно говорит о том, что автора волнует проблема красоты.

Как мы понимаем слово красивый? Обратимся к толковому словарю и увидим, что первое значение слова таково: красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Рассмотрим второе значение этого слова: красивый – полный внутреннего содержания, высоконравственный.

Предлагаем учащимся ответить на вопрос: на какое значение слова красивый опирается автор, давая название рассказу, и школьники приходят к выводу: он опирается на второе значение. Теперь можно перейти к формулировке проблемы. Приведем варианты:

Что можно назвать истинной красотой? Именно этот вопрос волнует автора текста.

Какого человека можно назвать красивым? Над этой проблемой автор предлагает задуматься читателю.

Комментарий к проблеме исходного текста

После того как проблема сформулирована, необходимо ее прокомментировать, т. е. разъяснить, подвести читателя к пониманию авторской позиции. Поэтому на втором этапе написания сочинения (комментарии к проблеме) нужно отметить:

насколько проблема актуальна;

обратить внимание на примеры, которые автор приводит для того, чтобы добиться убедительности;

сказать об авторском отношении к изображаемому;

акцентировать внимание на приемах и языковых средствах, при помощи которых автор воздействует на читателей и убеждает их в собственной правоте.

Предлагаем примерные вопросы, которые помогут прокомментировать заявленную проблему текста:

Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему?

В произведении два главных героя. Какой прием построения образов является основным? В чем противопоставлены герои? Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней привлекательности? Какие языковые средства подчеркивают это?

3. Какие чувства автора выражены в произведении?

Сам комментарий может быть таким:

Проблема, заявленная автором, актуальна, потому что многие из нас, стремясь к внешней красоте, забывают о красоте внутренней.

Так и в рассказе Бондарева: красивый внешне молодой человек приглашает некрасивую девушку на танец с единственной целью – посмеяться над ней, унизить ее.

Автор сознательно принижает образ красавца: эпитет "зверски жадным видом" подчеркивает жестокость героя, желающего самоутвердиться за счет более слабого человека, а эпитетом "непростительную низость" выражено авторское возмущение действиями героя, и читателю становится ясно, что нельзя считать красивым человека жестокого, высокомерного, с презрением относящегося к людям.

Антитеза – главный прием построения произведения. Героиня рассказа противопоставлена надменному красавцу: растерянный взгляд, запинающаяся речь и неловкие движения девушки контрастируют с уверенным поведением молодого человека, однако, несмотря на внешнюю некрасивость, девушка одним взглядом приводит его в замешательство и вызывает восхищение повествователя.

 

Формулирование авторской позиции

Прокомментировав проблему, следует переходить к третьему этапу написания сочинения – формулированию авторской позиции, не забывая о том, что идея текста – это решение заявленной проблемы.

Итак, какого же человека можно назвать красивым? Какие качества должны быть присущи красивому человеку?

Авторская позиция может быть сформулирована так:

Решая проблему, автор приходит к такому выводу: нельзя считать красивым человека внешне привлекательного, но душевно холодного, черствого, и наоборот, некрасивый внешне человек может быть внутренне прекрасен. Так, смелость, внутренняя сила, чувство собственного достоинства помогают главной героине рассказа стать красавицей, которую помнят всю жизнь. Таким образом, автор убеждает нас в том, что красота душевная гораздо важнее красоты внешней.

После того как авторская позиция сформулирована, можно переходить к выражению собственного мнения. Для получения максимального балла по критерию К4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения о проблеме) учащимся при обосновании собственной позиции необходимо привести два аргумента, один из которых обязательно взят из литературного произведения (художественного, научного, публицистического), другой – "из жизни".

Формулируя собственную позицию, необходимо стремиться к этичности высказывания, поэтому нужно избегать фраз: "Лично я считаю…", "Я согласен с автором", "Автор не прав" и т. д. Уместнее использовать безличные конструкции: "Трудно не согласиться с позицией автора", "С автором можно поспорить" и т. д.

Такой может быть аргументация собственного мнения по заявленной проблеме:



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.