Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






С автором трудно спорить, ведь многие писатели убеждают нас в том, что главное в человеке – его внутренняя красота.


Вспомним, например, героиню романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" Марью Болконскую. При внешней некрасивости, замкнутости она наделена внутренней силой, чувством собственного достоинства. Именно эти качества помогают ей отказаться от брака с безнравственным, но симпатичным ей красавцем Анатолем Курагиным; княжна Марья стремится к созданию семейного очага, но не хочет платить за это унижением своего достоинства.

В том, что внешняя красота не главное достоинство человека, Л.Н. Толстой убеждает нас не только на примере образа Марьи Болконской. Княжне противопоставлена другая героиня романа – эгоистичная красавица Элен. Обладая внешней красотой, эта героиня несет в мир, по словам Пьера Безухова, разврат и зло и вызывает чувство отвращения как у автора, так и у читателя.

"А если это так, то что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?" – задается вопросом и Н. Заболоцкий в стихотворении "Некрасивая девочка", давая понять читателю, что в человеке главное – содержание, а не внешняя оболочка.

Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что красота – это прежде всего понятие нравственное.

Вступление к сочинению

Очень часто у учащихся возникает вопрос: с чего нужно начинать сочинение? Следует помнить, что вступление к сочинению должно быть небольшим (2–3 предложения), т. к. экзаменуемые ограничены во времени. Как показывает опыт, неплохо смотрятся вступления, начинающиеся именительным темы. Далее уместны риторические вопросы, наводящие как читателя, так и пишущего на определенные размышления. После таких вступлений школьникам, как правило, легче перейти к формулированию проблемы.

Приведем пример подобного вступления:

 

Красота…

Что мы подразумеваем, произнося это слово?

Что такое красота?

И после такого вступления вполне логично перейти к ранее сформулированной нами проблеме.

Написание сочинения-рассуждения по встречной проблеме

Анализируя текст Ю. Бондарева, можно выделить и другую проблему, немаловажную и интересную для комментария (проблемы текста обычно перекликаются, однако нужно постоянно следить, чтобы учащиеся в комментариях не перескакивали с одной на другую и аргументы приводили именно по той, которая заявлена).

Чтобы выделить вторую проблему текста, предлагаем ответить учащимся на такие вопросы:

Чем явилась для героини ситуация, описанная в тексте?

Удалось ли героине выйти из этой ситуации победителем? Почему?

Эти вопросы не представляют трудности для школьников. Очевидно, что ситуация, в которую попадает героиня миниатюры, является для нее серьезным испытанием, однако девушка одерживает моральную победу над самоуверенным красавцем благодаря силе воли и чувству собственного достоинства.

Таким образом, мы выходим на идею текста, сформулировав которую, легко обозначить проблему: "Какие качества помогают человеку выстоять в трудной ситуации?" Над этой проблемой автор и предлагает поразмышлять читателю.

Прокомментировать ее помогут следующие вопросы:

1. Статичен или динамичен образ девушки? Как он меняется от начала к концу произведения?

2. Как меняется авторское отношение к героине? Почему?

3. Каким образом героиня воздействует на молодого человека, который ведет себя недостойно?

ПРИМЕР

Возможный комментарий к выделенной проблеме:

Читая текст, мы наблюдаем удивительную метаморфозу: некрасивая, испуганная, "с жалким, растерянным взглядом" и неловкими движениями, робкая девушка, которую высокомерный кавалер сознательно пытается сделать объектом насмешек, преображается в красавицу, "с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в собственной неотразимости".

Сам повествователь удивлен таким превращением: слово "вдруг" ("и вдруг толчком вскинула голову") указывает на неожиданность перемены – поведение героини шокирует как красавца-партнера, так и окружающих ("вокруг перестали танцевать"), а жалость рассказчика сменяется восхищением. И если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце, рисуя ее портрет, он говорит: "Она была бы некрасивой…". И автор, и читатель, и окружающие смотрят на героиню уже другими глазами: только у красавицы могут быть ржаные волосы, длинные ресницы и взгляд, который так поражает всех.

Надо отметить, что героиня не только сама с блеском выходит из трудной ситуации, невольно убеждая всех в своей красоте, но и указывает самоуверенному красавцу на низость его поведения; она, преодолевая смущение, стучит ему в грудь, как будто пытаясь задеть холодное, жестокое сердце, и добивается своей цели: молодой человек мгновенно меняется ("нельзя позабыть, как он переменился в лице"). Как же ей это удается?

И теперь можно сформулировать авторскую позицию, которую мы уже обозначили на этапе определения проблемы: "Чувство собственного достоинства, осознание себя как личности делает человека сильным – такова позиция автора. Героиня преодолевает неловкость и робость, как только осознает, что ее человеческое достоинство пытаются унизить, растоптать, и эта внутренняя сила вызывает уважение и восхищение".

 

Переходим к аргументации по проблеме. Отмечаем, что многие писатели ценят чувство внутреннего достоинства в людях и изображают героев, которые, уважая себя как личность, проявляют силу духа в, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях.

Учащиеся обычно сразу вспоминают юного Петрушу Гринева, отказывающегося присягать самозванцу; мирного Пьера, который, не умея стрелять, вызывает оскорбившего его Долохова на дуэль; Андрея Соколова, способного в плену, в условиях близкой смерти, показать противнику "русское достоинство и гордость". Можно обратить внимание и на героиню повести В. Железнякова "Чучело", сумевшую противостоять толпе и заставившую одноклассников изменить взгляд на мир.

ПРИМЕР

Возможный вариант формулирования собственного мнения по проблеме:

Автору трудно возразить: действительно, чувство внутреннего достоинства – ценное качество в человеке, и в этом нас убеждают многие литературные произведения.

Вспомним героя пушкинской "Капитанской дочки" Петрушу Гринева. Самоуважение, чувство внутреннего достоинства не позволяют ему изменить присяге и перейти на службу к самозванцу, и именно благодаря этим качествам Гринев вызывает симпатию Пугачева и избегает смерти, не теряя при этом чести.

Не теряет чувство собственного достоинства в сложной ситуации и Ленка Бессольцева, героиня повести В. Железнякова "Чучело". Став объектом насмешек и издевательств, эта девочка проявляет огромную моральную силу, и большинство одноклассников впоследствии осознают жестокость и безнравственность своего поведения и проникаются к Ленке уважением.

Итак, мы опять убеждаемся в том, что чувство собственного достоинства делает человека сильным и смелым.

Вступление к сочинению по этой проблеме можно написать, отталкиваясь от жизненного опыта. Помним, что вступление должно подводить к формулированию проблемы.

ПРИМЕР

Возможный вариант вступления:

Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию, когда его пытаются унизить, оскорбить, поэтому проблема, которую решает автор текста, актуальна. Как должен ощущать себя человек, чтобы не сломаться и достойно выйти из трудного положения, одержать моральную победу над противником?

Обучая школьников написанию сочинения-рассуждения, необходимо работать над развитием их речи. Обычно учителя на начальном этапе такого обучения предлагают ученикам клише, которые помогают сформулировать проблему, авторскую позицию и т. д. (приложение).

Бывает, что учащиеся, особенно слабые, испытывают затруднения, когда приходится анализировать качества героев или чувства автора, поэтому целесообразно перед уроком подготовки к написанию сочинения-рассуждения в качестве домашнего задания предложить ученикам поработать со словарем и выписать значение слов, понятий, необходимых для написания сочинения.

При такой систематической работе у школьников расширяется словарный запас, им становится легче формулировать мысли.

Написание сочинения-рассуждения – самое трудное, но и самое "дорогое" задание ЕГЭ по русскому языку (35% первичных баллов дается именно за него), и при постоянной вдумчивой и кропотливой работе над анализом текста можно подготовить учащихся к успешному выполнению этого задания.

КЛИШЕ, помогающие учащимся написать

сочинение-рассуждение по тексту Ю. Бондарева

Приложение

 

Вступление.

…Что мы подразумеваем, произнося это слово?

Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию…

Формулирование проблемы.

Что такое …? Какого человека можно назвать …? Именно эта проблема волнует автора.

Какие качества помогают человеку …? Какие особенности характера делают человека …? Над этими вопросами автор предлагает поразмышлять читателю.

Комментарий к проблеме.

Эта проблема актуальна, потому что каждый из нас…

Антитеза – главный прием…

Красота внешняя в рассказе Бондарева противопоставлена…

Прибегая к эпитетам… автор принижает образ красавца.

Читая текст, мы наблюдаем чудесное превращение…

Если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце…

Героиня не только убеждает всех в собственной силе и красоте, но и указывает молодому человеку на…

Формулирование авторской позиции.

… – такова позиция автора.

… – вот идея текста.

Автор убеждает читателя в том, что…

Формулирование собственного мнения о проблеме.

Трудно не согласиться с позицией автора, ведь действительно…

Вряд ли можно усомниться в авторской правоте…

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов».

За одно задание с развернутым открытым ответом в 2013 г. можно получить до 23 баллов – то есть до 35% от максимального первичного балла за всю работу, равного 64 баллам. Предложенный экзаменуемому текст обычно связан с одним из восьми тематических блоков: «Язык и общество», «Искусство», «Философия», «Война и мир», «Общество и политика», «Природа и человек», «Наука» и «Литература, книги, чтение».

Для написания сочинений, которые могут претендовать на высокий балл, используйте методику вопросов и ответов.

Не пытайтесь сразу же написать сочинение начисто. Работайте с черновиком. Понимание того, что черновик несовершенен, что его по определению придется переработать, дает большую легкость и свободу.

Внимательно прочитайте исходный текст. Как вы могли бы охарактеризовать его? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления – картинка, остановленное мгновение?

Всё ли вам понятно в тексте? Обратите внимание на первые фразы абзацев: они часто выражают ключевые мысли автора. Возможно, что-то – наличие терминов, сложный синтаксис, отсутствие фразы, в которой четко выражена основная мысль автора, – вызывает затруднение? Не торопитесь. Сделайте выписки, разберитесь с «темными местами».

 

Если затруднений нет, если абсолютно ясно, какой практический или теоретический вопрос ставит автор в тексте, можно приступать к написанию сочинения и в первом же предложении определить: «Автор (укажите его фамилию и инициалы) привлекает читателя к размышлению над вопросом (каким? – что такое дружба, сколь многочисленны лики любви, должен ли человек бояться одиночества…)».

Если в тексте описана конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. д. и вы не совсем уверены, что поняли авторскую мысль, вспомните, как вы писали сжатое изложение в 9-м классе, и сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией какого общего явления может быть данный частный случай, и напишите: «На данном конкретном примере автор решает проблему (чего? – отцов и детей, развития и сохранения русского языка, отношения к природе, патриотического воспитания, нравственного выбора…)».

Если вам совершенно ничего не приходит в голову, загляните в задания А28 и В8 – возможно, вы обнаружите там идею, от которой сможете оттолкнуться при формулировке проблемы. Обратите внимание на то, кто является автором анализируемого текста. Может быть, это известный ученый (академик Д. Лихачев), или писатель (К. Паустовский, В. Астафьев, В. Солоухин), или знаменитый педагог (С. Соловейчик)…

Если в авторском тексте затронуто несколько проблем, попытайтесь выделить среди них главную – и пишите в сочинении только о ней.

Теперь следует прокомментировать выявленную проблему. Какая она – философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная? Актуальна она или нет? Насколько глубоко разработана? Какова тональность текста? Какими речевыми средствами пользовался автор? Для научно-популярного текста будет нелишним сказать о логичности изложения. Если перед нами публицистический текст, вспомним, что характерными особенностями этого стиля являются эмоциональность и оценочность: возможно, автор саркастичен; может быть, он иронизирует, призывает к чему-то… Анализируя художественный текст, не забудем отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря им читатель воспринимает картину целостно.br>

Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, это то, в чем автор видит решение проблемы. Запишите: «В тексте доказывается мысль о том, что...», «По мнению автора, …», «Автор не высказывает свою позицию прямо, но можно предположить, что…» Прочитайте формулировки проблемы и позиции – они действительно связаны друг с другом? Отлично.

Не забудьте артикулировать свое отношение к позиции автора: «Я полностью поддерживаю эту позицию», «С этим мнением можно согласиться лишь частично», «Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору». После этого сформулируйте свою точку зрения, начав предложение словами: «Действительно…», «Я тоже считаю, что…», «На мой взгляд,…».

Если вы разделяете мнение автора, следует привести доказательства в поддержку его/вашей позиции. Если не разделяете – должны выдвинуть контртезис и подтвердить его примерами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности.

Оценка по критерию «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» — от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) ставится за два аргумента в том случае, если первый из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (2 балла), второй же независимо от источника оценивается 1 баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, ученик получит 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если экзаменуемый привел только один аргумент, он может получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов оценивается 0 баллов. Больше двух аргументов приводить не имеет смысла. Дополнительных баллов они не принесут, поскольку эксперты их учитывать не будут (по условиям задания оцениваются только первые два аргумента).

 

Необходимо помнить, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора). В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.

Наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом литературного аргумента является русская классика, а затем — западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются — но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).

Если вы совершенно не в ладах с художественными текстами, еще не поздно открыть роман Толстого «Война и мир» – произведение, которое затрагивает широкий спектр классических проблем русской литературы. Возьмите за правило при написании тренировочных сочинений ссылаться на эту книгу, и вскоре у вас сформируется свой банк примеров. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта: «В прочитанной мною биографии Наполеона приводится факт…», «Из курса физики известно, что…», «В газете (название), которую регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на статью, где обсуждалась та же проблема».

Не загромождайте сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружайте его и главное – не повторяйтесь.

Особо хочу предостеречь от приписок. Достаточно банальный прием — попытка выдумать литературный пример самому. «Не могут же эксперты знать все!» — думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора. Вот только никаких бонусов хитрость не приносит. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать. Если выпускник решит оспорить справедливость решения, ему придется предъявить на апелляции текст использованного произведения.

Неоригинальные выдумки из личной жизни также производят удручающее впечатление.

Концовка вашего сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова вашей работы.

Перечитайте текст сочинения и задайте себе контрольные вопросы. Оставляет ли сочинение впечатление целостного высказывания или это набор «рубленых» мыслей? Насколько логически верно текст разбит на абзацы? Достаточно ли весомы приведенные вами аргументы? Не оборван ли ваш текст на полуслове?

Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию.

Каков объем вашего сочинения? В идеале он должен составлять 200-250 слов. Возможно – чуть больше. Если вы напишете сагу, экзаменаторы будут не в восторге, но малый объем текста (менее 150 слов) автоматически ведет к снижению общей оценки на 4 балла.

Наконец, проверьте ваше сочинение на предмет орфографических ошибок, правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты».

Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление – особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво.

 

Проверьте текст еще раз.

Итак, смысловая цельность вашего текста, его объем, логичность и последовательность изложения, разделение на абзацы, точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи, богатство словаря, соблюдение фактологической точности в фоновом материале, уровень аргументации и грамотность – на это экзаменаторы будут обращать особое внимание. Обращайте на это внимание и вы.

Практикуйтесь. Пишите не менее одного сочинения в неделю, работайте над индивидуальным стилем, и ваши усилия будут вознаграждены.

Шаблон для сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Несмотря на то, что в Интернете вряд ли найдется хоть один отзыв прошлых лет типа: вот я взял с такого-то сайта готовый аргумент или формулировку проблемы, вставил в свое эссе, и было мне счастье, — в существование этого магического Единорога — готового шаблона верят многие. Еще бы в это не верили ученики, если в это верят даже учителя, возмущающиеся тем, что, мол, в эссе все по шаблону и у бедных выпускников совершенно нет возможности блеснуть литературными талантами.

О том, чтобы выучить универсальный текст сочинения и просто заменить фамилию автора и пару цитат, можно продолжать мечтать и дальше ;) Но кое-какими шаблонами воспользоваться можно и, наверное, даже нужно, если вы хотите сократить количество времени на мучительные размышления в процессе экзамена. Давайте посмотрим, что, в принципе, может быть «шаблонистого» в сочинении.

Опорные слова / фразы

«Данный текст посвящен проблеме…» В первые годы после введения формата ЕГЭ это еще прокатывало, но потом экспертам поднадоело читать однотипно начинающиеся эссе (в самом деле, сколько можно?), и теперь за такие вот штампы даже снижают баллы за речевое оформление.

Что же, вообще без штампов? Да нет, почему же. Тем, у кого туго с «красивыми словами», вполне имеет смысл подготовить и держать в голове несколько фраз-связок. Лично я — за свои, индивидуальные, авторские варианты. Придумайте собственные опорные фразы для логической организации своего текста. Здесь как раз огромное поле для творчества, и никто не упрекнет вас в том, что вы воспользовались штампами — ведь они ваши собственные, личные — копирайт, так сказать. Например, вместо «Данный текст посвящен проблеме» можно написать:

Над этими вопросами размышляет автор.

Эта проблема волнует автора.

Эта проблема не может оставить автора равнодушным.

Автора беспокоит эта проблема.

Автора тревожит этот вопрос.

Эта проблема лежит в поле зрения автора.

Эта проблема находится в центре внимания автора.

Автор стремится найти ответ на этот вопрос.

Автор пытается найти решение этой проблемы.

Автор предлагает свой взгляд на эту проблему.

И т.д. и еще круче.

(И, кстати, не стоит брезговать небольшим вступлением — частью необязательной, но поднимающей ваше эссе на более высокую «ступень развития».)

Структура

Здесь, в принципе, нет ничего таинственного. «Секрет» раскрыт уже давно, это вполне доходчиво объясняют в школе, и вряд ли найдется в Рунете сайт, посвященный ЕГЭ, на котором не был бы размещен план эссе:

Вступление.

Проблема.

Комментарий.

Позиция автора.

Согласие / несогласие с автором.

Аргумент 1.

Аргумент 2.

Вывод.

Вот этому плану и должно в идеале соответствовать ваше сочинение.

А что, и абзацев должно быть именно 8?

Информация из первых уст: нет, это не обязательно. По словам Ирины Петровны Цыбулько, Председателя Предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, «абзацное членение должно соответствовать логике рассуждения экзаменуемого». Это означает, что , в принципе, можно слить в один абзац вступление и формулировку проблемы, комментарий и авторскую позицию, авторскую позицию и собственный тезис, тезис и два аргумента — можно вообще все в один абзац, если у вас логика такая оригинальная (шучу :).

Лично мне больше нравится, когда количество абзацев соответствует количеству пунктов плана. Так для экспертов наша логика более понятна и структура нашего эссе более прозрачна — в общем, такой текст проще читать и проще в нем ориентироваться, что есть хорошо для уставших глаз и натянутых нервов эксперта, ИМХО.

В плане структуры поделюсь одной маленькой рабочей фишкой, которой можно пользоваться на экзамене.

Графический шаблон

Разделите свой черновик на восемь частей — примерно так:

Каждую часть озаглавьте в соответствии с планом (можно туда же вписать свои опорные фразы), а потом заполняйте эти поля текстом эссе.

И что нам это даст? Во-первых, это поможет вам убедиться, что вы ничего не упустили, и логика вашего рассуждения соответствует требованиям к эссе. Во-вторых, в процессе полета фантазии :) мысли часто рождаются сумбурно, хаотично. Сначала вам может прийти в голову идея для аргумента, затем — удачная формулировка комментария и только потом — проблемы. В общем, Муза — дама капризная. Мне лично крайне редко удается написать какой-либо текст последовательно, от начала до конца. Понятно, что любую идею нужно сразу же фиксировать на бумаге, иначе, как говорится, «мысль уйдет, и придется думать ее снова». Если записывать все единым текстом, то затем понадобится некоторое время и умственные усилия, чтобы расставить это в логическом порядке. Намного проще и умственно-время-экономичнее сразу распределять фразы по тем частям эссе, для которых они предназначаются. И, кстати, вам визуально всегда будет понятно, на какой стадии процесса вы находитесь.

Вот, пожалуй, и все шаблоны, которые может предложить здравый смысл…. Хотя нет. Я-то «своих» учу писать по еще более жесткой схеме. По какой? Расскажу в процессе тренинга «Мастер Эссе», потому что об этом надо не только узнать, но и опробовать эти фишки на практике, иначе толку не будет. Так что вписывайтесь, пока еще не поздно.

Удачи!

Чипенко Н.В.

 

ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ русский язык

http://ege-classmaster.org/

 

 

ПРИМЕРЫ хороших, ну, очень отличных работ (я фотала на проверке 2011)

Сочинение ЕГЭ по тексту А.Алексина

 

Сочинение ЕГЭ по тексту А.Алексина - вариант сочинения ЕГЭ на морально-нравственную тему. В центре внимания автора предлагаемого сочинения ЕГЭ - проблема семейных взаимоотношений.

 

вариант сочинения ЕГЭ по тексту А.Алексина

 

Я очень люблю книги Анатолия Алексина. Этого писателя называют детским, но вопросы, которые он ставит перед своим читателем, по-настоящему серьезные и взрослые, заставляющие задуматься о жизни и месте человека в ней, о непреходящих ценностях, о сложных взаимоотношениях близких людей.

Герой А.Алексина повествует о своей бабушке, у которой "характер… был удивительный". Автор пишет, что она умела радоваться даже малому, замечая хорошее и в будничном: в поездке в деревню к двоюродному брату, в отдельном от дочерей проживании… Внук сумел доставить своей бабушке истинное наслаждение, пригласив ее в детский театр, и сам удивился тому, как несложно оказалось сделать счастливым родного человека.

Анатолий Алексин поднимает проблему семейных взаимоотношений, с горечью отмечая, что взрослые дочери отделывались от матери открытками, не чувствуя, как жаждет она приглашения в гости, как мечтает о душевном тепле, об общении с близкими. Внук проявил душевность - и бабушка счастлива! Как порой мало нужно человеку!

Позиция главного героя близка и понятна каждому человеку, в семье которого сложились теплые, доверительные отношения. Понятна она и мне.

Родители мои, сколько я себя помню, всегда стремились поддержать родственников, ездили в деревню на праздники, выходные, в меру сил своих старались помочь в сельхозработах бабушке и дедушке. Я видела, как радовались старики нам, как дрожали руки дедушки, когда протягивал он припрятанные для меня загодя гостинцы… К сожалению, умер дедушка, а бабушку мы навещаем по-прежнему… Я думаю, что эти поездки важны для нашей семьи, в них мы становимся ближе друг другу.

Недавно в газете "Аргументы и факты" мне довелось прочитать интервью Даниила Гранина. Мне запомнилась его мысль: "Единственное, что освящает и осветляет человеческую жизнь, - это любовь." любовь к близким своим, любовь внутри семьи", - по мнению писателя, ничего не может быть выше. Эта мысль мне кажется удивительно правильной.

Я думаю, что семья - это главное в жизни любого человека. Однако, чтобы сделать счастливыми наших бабушек и дедушек, мам и пап, нужно душой затратиться, нужно переспрашивать себя: а хорошо ли рядом со мной?

Я призываю всех своих сверстников: будьте внимательны к близким, особенно к старикам! Помните, что жизнь коротка, что вы можете украсить ее своими добрыми делами и словами.

 

 

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Вересаева на тему "Работа как источник творчества"

 

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Вересаева на тему «Работа как источник творчества» - вариант сочинения ЕГЭ. «Должно ли творчество быть единственной профессией писателя?» - на этот вопрос автор сочинения ЕГЭ пытается дать аргументированный ответ....

 

Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В.Вересаева

 

Я познакомилась с текстом русского публициста, писателя и философа В.Вересаева. Автор ставит перед нами проблему писательства. Он говорит о том, что «писатель должен не наблюдать жить, а жить в жизни…», то есть, помимо литературной работы, иметь работу, которая приносит основной доход.

Актуальна ли поднятая В.Вересаевым проблема для творческих людей? Автор текста призывает писателей не замыкаться в рамках писательства: «Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше».

Я согласна с мнением публициста. Ведь неизвестно, как сложится дальнейшая карьера какого-либо известного писателя. Особенно если мы говорим о начинающих талантах. Вот сегодня он пользуется успехом, а завтра, возможно, власть объявит данные произведения запрещенными или самого автора сочтут предателем родины. В таком случае у человека, по крайней мере, останется основная профессия.

Сколько таких исторических примеров! Марина Ивановна Цветаева… Замечательную русскую поэтессу запретили печатать. Ее не брали работать даже посудомойкой. Известный и популярный человек оказался обреченным на голодную смерть. Но основная профессия стала для него дополнительным источником информации, вдохновения, тыорчества..

С Михаилом Афанасьевичем Булгаковым случилось то же самое: писатель был вынужден умирать в одиночестве… Мы знаем, что он был прекрасным врачом. В произведениях, например, в повести «Собачье сердце», Михаил Афанасьевич использовал знания из своей профессии. В роли профессора Преображенского, совершившего гениальный опыт, автор показывает себя самого. Как говорит В.Вересаев, «придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше». Основная профессия – дополнительный источник информации.

Антон Павлович Чехов в своих произведениях использовал врачебные знания. Он не останавливался на одном писательстве. Я считаю, что это правильно. В одном из рассказов А.П.Чехов запечатлел себя в образе лекаря-стоматолога.

Все в этом мире меняется с невероятной скоростью: люди, характеры, интересы. В любой момент времени читатель был придирчив. Вкусы менялись и меняются. «Трудное и запутанное дело – писательство», - говорит В.Вересаев. И, я думаю, что это правда. Поэтому все мы должны быть снисходительнее и терпимее. Даже в литературных вкусах.

 

 

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Белова на тему "Журналисты не всегда говорят правду"

 

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Вересаева на тему "Журналисты не всегда говорят правду" - вариант сочинения ЕГЭ. Размышления автора об умении увидеть красоту в неяркой и неброской природе русского Севера легли в основу данного сочинения ЕГЭ.

 

Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В.Белова

 

В.Белов в своем произведении описывает природу русского Севера. Известный русский писатель с горечью говорит, что люди часто не замечают красоту окружающего их мира. Журналисты называют природу русского Севера неяркой и скромной, но автор убеждает нас, что это совсем не так. Она очень разнообразна, богата сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Обычный человек не может так описать красоту природы, как писатель. А Белов пытается показать нам при помощи разнообразных средств художественной выразительности, насколько богата и прекрасна природа русского Севера.

Автор ставит перед нами проблему того, что люди часто не замечают красоты окружающей их неброской природы, а журналисты от рассказов таких персон начинают опубликовывать и распространять ложное описание живого мира. Сам В.Белов рассуждает: "С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. Между тем по стране нигде нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России". То есть мы видим, что автор осуждает журналистов, которые неправильно описывают природу таких прекрасных уголков нашей страны, как Север.

Я согласна с В.Беловым. Природа нашего русского Севера разнообразна и прекрасна. Но люди не всегда замечают окружающее их живое пространство, погружаясь полностью в свои дела и проблемы. Иногда им кажется, что в природе нет ничего особенно прекрасного. Некоторые люди, наоборот, погружаются полностью в живой мир, описывая и восхищаясь им.

К таким тонко чувтвующим, щедрым на эмоции людям относится и сам В.Белов, и К.Паустовский, и М. Пришвин, с любовью и трепетом описывающие красоту природы в своих произведениях.

В нашей семье очень любят газету "Аргументы и факты". В одном из осенних номеров прошлого года я обратила внимание на данные социологического опроса респондентов-жителей нашей страны, согласно которому 37% граждан нашей страны считают природу русского Севера очень скромной и невпечатляющей, 33% граждан нашей страны не были в этом уголке, поэтому воздержались от ответа, а 20% утверждают, что природа русского Севера прекрасна. Таким образом, мы видим, что значительная часть наших граждан не замечает красоту природы и, возможно, прислушивается к таким горе-журналистам, которых показал нам В.Белов.

Я живу в небольшом городе, из которого большинство населения стремится уехать. Эти люди считают наш город маленьким, скучным. Но проходит время - и многие из них, пожив в мегаполисах, начинают понимать ценность малой родины, её красоту и прелесть.

Я считаю, что не нужно судить о городе, о каком-то крае или стране, только читая газеты, публикации известных авторов или слушая чьи-то слухи. Не все журналисты пишут со слов тех людей, которые воспринимают природу такой, какая она есть на самом деле. Давайте не будем глухими и слепыми по отношению к прекрасному миру, окружающему нас! К этому призывает нас автор данного текста В.Белов. Я считаю, что нельзя полагаться на мнение прессы, - надо стремиться самому знать, видеть, чувствовать и иметь собственный взгляд на мир.

 

 

Проблема отцов и детей. Сочинение ЕГЭ

 

Проблема отцов и детей…Сочинение ЕГЭ по тексту В.А.Захарова - вариант сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту. Размышления автора об истоках гуманизма легли в основу данного сочинения ЕГЭ.

 

Проблема отцов и детей. Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В.А.Захарова

 

Человеческая личность - это целый мир, загадочный и противоречивый. Невозможно очертить характер человека с помощью лишь черной и белой красок.

О необходимости "вчувствования", понимания позиции личности, причин ее слов и действий - текст В.А.Захарова, писателя и публициста, исследователя социально-нравственных проблем. Автор повествует о непростых взаимоотношениях, сложившихся между Иваном Сергеевичем Тургеневым, великим русским писателем, и Варварой Петровной Лутовиновой, его матерью. В.А.Захаров призывает нас не следовать слепо сложившемуся в литературе представлению о матери И. С. Тургенева как о властной, деспотичной барыне - самодурке, а, проанализировав факты биографии И. С. Тургенева, увидеть в ней несчастную любящую мать, которой сын "ре<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.