Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАРМЕ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ


Размышления о карме и перевоплощении

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. IV, № 20, April, 1889, p. 89-99; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 144-159. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Карма

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. IV, № 10, July, 1883, p. 252-253; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 363-367. Пер. Т. И. Перебайловой.

Замечание к статье "Озадачивающие вопросы"

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. III,№ 12, September 1882, p. 306; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 82-85. Пер. Т. И. Перебайловой.

Автор статьи Б.Р. Найду обнаруживает много противоречий во взглядах философов на причины страданий и несчастий людей и выражает свое мнение, что "это является тайной даже для самых мудрых". Ссылаясь на доктрину о карме, в том виде, как она изложена в Пуранах, он пишет: "Нас также учат, что мы повторно рождаемся в виде неразумных существ, а иногда даже неодушевленных предметов". Е. П. Блаватская дает комментарий.

Карма

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. V, № 9 (57), June, 1884, p. 223; на русском языке – Блаватская Е. П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 360-362. Пер. В. С. Зуевой.

Теории духов и перевоплощения

Статья впервые опубликована в журнале "Path", New York, Vol.1, №8, November, 1886, p. 232-245; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 220-245. Пер. Ю. А. Хатунцева.

"Разоблаченная Изида" и журнал "Теософ" о перевоплощении

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. III,August, 1882, p. 288-289; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 73-79. Пер. Т. И. Перебайловой.

Из "Писем Махатм к А. П. Синнетту" и "Писем Е. П. Блаватской к А. П. Синнетту" явствует, что эта статья была продиктована Е. П. Блаватской Учителем К.Х.

ИДЕЯ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

Ошибочные мнения относительно доктрин теософов

Статья впервые опубликована в "La Revue Spirite", Paris, January, 1879; на русском языке – Блаватская Е. П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 285-297. Пер. Т. О. Сухоруковой.

Популярная идея о бессмертии души

Статья впервые опубликована в "Theosophist", Vol. 1, № 3, December, 1879, p. 60-62; на русском языке – Блаватская Е. П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 239-253. Пер. Т. О. Сухоруковой.

Примечание редактора к статье "Камалока и отношение эзотерической

доктрины к спиритуализму"

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. VI, № 5 (65), February, 1885, p. 106-110; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 58-60. Пер. В. С. Зуевой.

Замечание к статье "Письма об эзотерической философии"

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. III, № 12, September 1882, p. 295; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 80-81. Пер. Т. И. Перебайловой.

Текст заметки мог принадлежать перу Е. П. Блаватской, хотя ее подпись как редактора журнала "Theosophist" отсутствует. Описывая посмертные состояния, автор статьи рассказывает об инкубах и суккубах (инкуб – элементал мужского рода, суккуб – женского), привидениях средневековой демонологии, вызываемых из невидимых сфер человеческой страстью и вожделением, и об элементариях.

Смерть и бессмертие

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. IV, № 2, November 1882, p. 20-28; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 130-138. Пер. Т. И. Перебайловой.

Память в момент смерти

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", vol. V, № 26, October, 1889, p. 125-129; на русском языке – Блаватская Е. П. Космический разум. М., Сфера, 2001. С. 7-16. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Дэвакхан

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist",vol. IV, № 8, May, 1883, p. 202; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 303-305. Пер. Т. И. Перебайловой.

Действенность похоронных обрядов

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. IV, № 9, June, 1883, p. 221-222; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 236-242. Пер. Т. И. Перебайловой.

Панихида по умершему при жизни

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", vol. III, № 16, December, 1888, p. 301-303; на русском языке – Блаватская Е. П. Астральные тела и двойники. – М., Сфера, 2000. С. 128-133. Пер. Ю. А. Хатунцева.

ЧЕЛОВЕК И МОРАЛЬ

Парадоксальный мир

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. III, № 18, February, 1889, p. 441-449; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 7-25. Пер. Ю. А. Хатунцева.

"Это все кошка!"

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. IV, № 22, June, 1889, p. 265-270; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 241-253. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Восьмое чудо

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. IX, № 50, October, 1891, p. 95-99; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 268-277. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Взгляд француза на права женщин

Статья впервые опубликована в газете "Pioneer", Allahabad, December 2, 1880; на русском языке – Блаватская Е. П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 338-344. Пер. Т. О. Сухоруковой.

Брак и развод

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. III,№ 18, February, 1889, p. 513-517; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 32-42. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Является ли самоубийство преступлением?

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. IV, № 2, November, 1882, p. 31-32; vol. IV, № 4, January, 1883, p. 91; на русском языке – Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 139- 145, 146. Пер. Т. И. Перебайловой.

Является ли аборт преступлением?

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. IV, № 11 (47), August, 1883, p. 282-283; на русском языке – Блаватская Е. П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 258-260. Пер. Т. И. Перебайловой.

Мораль и пантеизм

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. V, № 2 (50), November, 1883, p. 33-34; на русском языке – Блаватская Е. П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 235-243. Пер. Т. И. Перебайловой.

Наш цикл и следующий за ним

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. IV, № 21, May, 1889, p. 177-188; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 170-193. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Двойственный аспект мудрости

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. VII, № 37, September, 1890, p. 1-9; на русском языке – Блаватская Е. П. Космический разум. М., Сфера, 2001. С. 168-183. Пер. Ю. А. Хатунцева.

ПУТЬ САМОПОЗНАНИЯ

"Что есть Истина?"

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", vol. I, № 6, February, 1888, p. 425-433; на русском языке – Блаватская Е. П. Что есть Истина? – М., Сфера, 1999. С. 10-27. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Наука жизни

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", vol. I, № 3, November, 1887, p. 203-211; на русском языке – Блаватская Е. П. Наука жизни. М., Сфера, 1999. С. 108-121. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Вопросы жизни

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. VII, December, 1890, January, February, 1891; Vol. VIII, March, April, May, June, July, August, 1891; Vol. IX, October, 1891; на русском языке – Блаватская Е. П. Космический разум. М., Сфера, 2001. С. 233- 250. Пер. Ю. А. Хатунцева. Печатается в сокращенном варианте

Духовный рост

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. VI, № 8 (68), May, 1885, p. 187-188; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 58-60. Пер. В. С. Зуевой.

Самопознание

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", vol. I, № 2, October, 1887, p. 89. Авторство точно не установлено, но предположительно принадлежит Е. П. Блаватской; на русском языке – Блаватская Е. П. Наука жизни. М., Сфера, 1999. С. 43. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Письмо

Были опубликованы в журнале "Lucifer", vol. II, № 8, April, 1888, p. 155-160; на русском языке – Блаватская Е. П. Что есть Истина? – М., Сфера, 1999. С. 140-143. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Теософские вопросы

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", Vol. IV, № 19, March, 1889, p. 87-88; на русском языке – Блаватская Е. П. Новый цикл. – М., Сфера, 2001. С. 121-124. Пер. Ю. А. Хатунцева.

Эгоистично ли желание жить?

Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. V, № 10 (58), July, 1884, p. 242-243; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 33-39. Пер. В. С. Зуевой.

"Соединенные"

Статья, представляющая собой рецензию на роман А. П. Синнетта (A. P. Sinnett, United, London: George Redway, 1886, 2 vol.) впервые опубликована в журнале "Theosophist", Vol. VIII, № 92, May, 1887, p. 514-520; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 326-342. Пер. Ю. А. Хатунцева.

В письме А. П. Синнетту от 10.01.1887. Е. П. Блаватская утверждает, что две страницы для этого отзыва были продиктованы ей Учителем (см.: Е. П. Блаватская. Письма А. П. Синнетту. – М.: Сфера, 1997. С. 455).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Кармические видения

Статья впервые опубликована в журнале "Lucifer", vol. II, № 10, June, 1888, p. 311-322. Это великолепное пророческое исследование действия закона кармы в европейской истории, начиная с V в. н. э., было написано Е. П. Блаватской за двадцать шесть лет до Первой мировой войны 1914-1918 гг. Хотя никаких прямых указаний в статье нет, в ней достаточно много косвенных свидетельств того, что Е. П. Блаватская изображает жизнь и страдания императора Фридриха III Прусского, который был в одной из своих прошлых жизней Хлодвигом, королем франков.

Эта история была опубликована в тот самый месяц, когда Фридрих III умер после короткого правления, длившегося только 99 дней.

В январском выпуске "Lucifer" за 1888 год Е. П. Блаватская в новогодней редакторской статье писала:

"Вряд ли тем, кто живет ради истины, следует ожидать огромного счастья и процветания в год, отмеченный таким мрачным числом, как 1888. И все же этому году предшествовало сияние прекраснейшей звезды – Венеры-Люцифера, которая светила настолько ярко, что ее приняли по ошибке за еще более редкого гостя – Вифлеемскую звезду, чье очередное появление, отметим, тоже не за горами. Можно не сомневаться, что в такой знаменательный год хотя бы небольшая часть духа Христоса непременно родится на земле".

А год спустя, в январе 1889 г., Е. П. Блаватская заявила со страниц своего журнала следующее:

"Год назад я назвала число 1888 мрачным, и мое дурное предчувствие, увы, подтвердилось... Почти каждую страну посетило какое-нибудь ужасное несчастье. Но больше всех не повезло Германии. В 1888 году исполнилось 18 лет со времени фактического образования империи, и это роковое сочетание четырех восьмерок привело к тому, что за год страна потеряла двух императоров и взрастила побеги, которые обернутся в дальнейшем множеством страшных кармических результатов".

Речь в данном случае идет об императорах Вильгельме, скончавшемся 9 марта 1888 года, и Фридрихе III, который умер 23 июня того же года.

В связи с публикуемой ниже историей необходимо также напомнить читателю о некоторых замечаниях Е. П. Блаватской, включенных ею в текст очерка о природе снов, впервые опубликованного в виде приложения к "Протоколам Ложи Блаватской" Теософского Общества, часть I (1890 г.). В этом очерке были суммированы результаты дискуссий, состоявшихся 20 и 27 декабря в Лондоне, на Лансдаун-Роуд, 17.

Вот что пишет Е. П. Блаватская:

"...Поскольку наши "сны" являются результатом действий истинной Сущности, которая продолжает оставаться в состоянии бодрствования, они непременно должны где-нибудь фиксироваться. Прочтите "Кармические видения" в "Lucifer", обратите внимание на описание истинного Эго, которое как бы со стороны наблюдает за жизнью своего героя, и тогда, возможно, к вам придет понимание".

В части II "Кармических видений" Е. П. Блаватская проводит четкое различие между Душой-Эго и "Формой", в которой она перерождается. Из всего сказанного ею можно заключить, что в бытность свою королем Хлодвигом Душа-Эго, оживлявшая эту "Форму", убила, движимая каким-то древним варварским инстинктом, прорицательницу, принадлежавшую к языческой вере, пронзив ей горло острием копья. А воплотившись столетия спустя в императоре Фридрихе, эта Душа-Эго вынуждена была пожинать кармические плоды своего преступления – ее новая "Форма" постепенно лишилась дара речи вследствие прогрессирующего рака горла. Болезнь не поддавалась ни одному из известных способов лечения; и можно предположить, что в разуме императора (а значит, на астральном прототипе его тела) отпечатался искаженный образ его прежней жертвы.

Мы также можем рекомендовать заинтересованному читателю ознакомиться перед прочтением этой увлекательной истории с краткими биографическими очерками Хлодвига и Фридриха Ш, помещенными в Приложении.

Эликсир жизни

Статья была опубликована в сборнике "Five Years of Theosophy", London, 1885; на русском языке – Блаватская Е. П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 7-32. Пер. В. И. Мызникова.

_______________

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Авгоэйд(греч.) – светящееся божественное излучение Эго, которое, будучи воплощенным, является лишь своей тенью – все-таки столь же чистой.

Авидья(санскр.) – противоположность видье, знанию. Невежество, которое исходит и порождается иллюзией чувств, или випарьяя.

Авичи(санскр.) – букв., "непрерывный ад". Состояние, необязательно посмертное или между двумя рождениями, ибо оно может иметь место также и на земле. Последний из восьми адов, как нам сказано, "где преступники беспрестанно умирают и вновь рождаются –но все же не без надежды на конечное спасение". Это потому, что Авичи – другое название Миалбы (нашей земли), а также состояние, на которое осуждены некоторые бездушные люди на этом физическом плане.

Адепт(лат.) – "Достигший". В оккультизме – тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером в науке эзотерической философии.

Акаша(санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция.

Алкахест(араб.) – универсальный растворитель в алхимии; но в мистицизме это высшее Я, соединение с которым превращает материю (свинец) в золото и возвращает все составные вещи, такие, как человеческое тело и его атрибуты, к их первоначальной сущности.

Анима Мунди(лат.) – Мировая Душа, или Алайя, северных буддистов, божественная сущность, которая пронизывает, одушевляет и наполняет все – от атома материи до человека и Бога. В своем высшем аспекте это нирвана, в низшем — астральный свет.

Антахкарана(санскр.) – термин имеет различные значения, отличные у каждой философской школы и секты. Антахкарана служит связующим посредником между божественным Эго и личной душой человека и передает от низшего к высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть по своей природе ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и таким образом стать бессмертными вместе с нею; это единственные элементы преходящей личности, переживающие смерть и время.

Архат(санскр.) – "достойный", букв, "заслуживающий божественный почестей". Имя, даваемое джайнийским, а впоследствии буддийским святым, посвященным в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и поэтому освободился от повторных рождений.

Астральный свет(оккульт.) – невидимая сфера, окружающая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса лингашарире, или астральному двойнику в человеке.

Атма(санскр.) – Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый седьмой принцип в семеричном строении человека. Высшая Душа.

Бодхисатва(санскр.) –букв, "тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)": тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совершенным Буддой, т. е. иметь право на нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле бодхисатва – это наименование, данное сынам небесных Дхьяни-будп.

Буддхи(санскр.) – Вселенская Душа, или Разум. Маха-Буддхи есть название Махата; также Духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически – седьмой.

Веданта(санскр.) – мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл упанишад. В шад-даршанах (шесть школ, или систем, доказательств) она называется уттара миманса и приписывается Вьясе, составителю Вед, который, таким образом, считается основателем веданты.

Веды (санскр. "знание") – древнейшие памятники индийской литературы, священные книги индуизма, составляющие канон Откровения (шрути), которому традиция приписывает божественное происхождение. Обычно под словом "Веды" понимают четыре книги священного знания: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Джива (санскр.) – Жизнь, как Абсолют; также Монада, или Атма-Буддхи.

Доппельгангер(нем.) – синоним двойника, или астрального тела; на оккультном языке эфирный дубликат, или тень, человека и животного. Не путать с астральной душой, являющейся отражением низшего манаса.

Дхарма (санскр.) –"священный Закон"; доктрина буддистов.

Дхиан Коганы (санскр.) –букв. "Владыки Света". Высшие боги, соответствующие архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор за Космосом.

Дэвакхан (санскр.) –"Обитель богов". Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго (атма-буддхи манас, или Троица, преобразованная в Одно), после своего отделения от камарупы и разложения низших принципов на земле.

Индивидуальность – одно из названий, данных в теософии и оккультизме человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или "личность" (личное Эго), переживает мертвое тело лишь на незначительное время в камалоке; Индивидуальность же существует вечно.

Иерофант – от греческого слова "иерофантес"; буквально "тот, кто разъясняет священные понятия". Раскрывающий священное знание и главный среди посвященных. Звание, дававшееся в храмах древности высшим адептам, которые были учителями и толкователями Мистерий и посвященными в заключительные великие Мистерии

Калиюга(санскр.) – четвертый, черный, или железный, век, наш настоящий период, длительность которого 432 000 лет. Последний из ряда веков, на которые разделен период эволюции человека. Он начался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Кришны, и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897 и 1898 годами.

Камалока(санскр.) –полуматериальный план, субъективный и невидимый для нас, где развоплощенные "личности", астральные формы, называемые кама-рупами, остаются до тех пор, пока не исчезнут оттуда после полного уничтожения последствий ментальных импульсов, породивших эти эйдолоны человеческих и животных страстей и желаний. (См. камарупа). Это Гадес древних греков и Аменти египтян, страна Безмолвных Теней; подразделение первой группы Трайлокья.

Карма(санскр.) – физически – действие; метафизически – Закон Воздаяния,Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Немезида, но лишь в одном смысле – в смысле плохой кармы. Это одиннадцатая нидана во взаимном сцеплении причин и следствий в ортодоксальном буддизме; но это также сила, управляющая всем, результат нравственного действия, метафизическая самскара, нравственное следствие действия, совершенного для достижения чего-либо, удовлетворяющего личное желание. Существует карма наших достоинств и карма наших недостатков. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто единый Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие определенные результаты в направлениях, определенных соответствующими им причинностями. Когда буддизм учит, что "карма есть то духовное зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении", или перевоплощении, то это просто означает, что после каждой личности не остается ничего, кроме ею порожденных причин; причин, которые суть неразрушимы, то есть которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не перейдут в свои законные следствия и, так сказать, не будут стерты ими. Такие причины, если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими следствиями, последуют за перевоплощенным Эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами. Ни одна "личность", чистое сцепление материальных атомов и инстинктивных и ментальных свойств, не может, конечно, сохраниться как таковая в мире чистого Духа. Лишь то, что бессмертно по самой своей природе и божественно в своей сущности, то есть Эго, может существовать вечно. И так как именно Эго выбирает личность, которую оно одушевит после каждого дэвакхана, и получает через эти личности последствия созданных кармических причин, то это Эго и есть Я, которое было упомянуто как "духовное зерно" и воплощенная карма – "единственное, что переживает смерть".

Круги и циклы– термины, применяемые теософами при объяснении восточной космогонии. Они используются для обозначения различных эволюционных циклов в элементальном, минеральном и других царствах, через которые Монада проходит на каждом отдельном глобусе; термин цикл применяется только для обозначения циклического пути Монады вокруг всей цепи семи глобусов. Вообще говоря, теософы применяют термин круги как синоним циклов: космических, геологических, метафизических или любых других.

Кумара(санскр.) –девственный мальчик или давший обет безбрачия юноша. Первые Кумары суть семь сыновей Брамы, происшедшие из членов тела этого бога в так называемом девятом творении. Отмечается, что это имя было дано им в силу их формального отказа "порождать свой род", и поэтому они "остались йогами", как гласит легенда.

Лингашарира(санскр.) – "тело", то есть эфирный прообраз тела. Этот термин обозначает доппельгангера, или "астральное тело" человека или животного. Это есть эйдолон греков, жизненное и прототипное тело; отражение человека из плоти. Оно рождается раньше и умирает или исчезает вместе с исчезновением последнего атома тела.

Личность– в оккультизме, подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трех аспектах божественного, мыслящего, или разумного, и животного человека – низшая четверица, или чисто астрально-физическое существо, тогда как под Индивидуальностью подразумевается Высшая Триада, рассматриваемая как Единство. Личность охватывает все характерные черты и воспоминания одной физической жизни, в то время как Индивидуальность есть неуничтожимое Эго, которое перевоплощается и облекается в одну личность за другой.

Макрокосм и микрокосм(греч.) –Макрокосм – Вселенная, универсум, весь мир в целом, в отличие от микрокосма – человека.

Манас(санскр.) –букв, "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает в широком смысле Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению – кама-манасу.

Манвантара(санскр.) –период проявления, в противоположность пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно к Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману – 308 448 000 лет. (См. "Тайная Доктрина", II.) Буквально Мануантара – между [двумя] Ману.

Махат (санскр.) –букв., "великий". Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии – первый продукт первоприроды, или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготии, или чувства "я есмь я" (в низшем манасе).

Махатма(санскр.) – букв, "великая душа". Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны "человека из плоти" и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами.

Месмеризм– концепция, предложенная австрийским врачом Ф.Месмером во второй половине XVIII в. В основе месмеризма понятие о животном магнетизме, посредством которого можно изменять состояние организма, в том числе излечивать болезни.

Метемпсихоз– переход души из одной стадии существования в другую. Символизирован и вульгарно воспринят как перерождения в телах животных. Метемпсихоз следует относить лишь к животным. Каббалистическая аксиома "Камень становится растением, растение – животным, животное – человеком, человек – духом, а дух – богом" разъясняется в труде Ману "Манава-дхарма-шастра" и других брахманистских книгах.

Мокша(санскр.) –"освобождение", то же, что нирвана; посмертное состояние покоя и блаженства "Души-Странника".

Монада(греч.) – Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединенную Триаду Атма-Буддхи-Манас или дуаду Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку и затем к конечной цели – нирване.

Муктаи мукти(санскр.) – освобождение от чувственной жизни; осчастливленный или освобожденный; кандидат на мокшу, свободу от плоти и материи, или жизни на этой земле.

Нирвана(санскр.) – согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и святости в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни.

Парабрахман(санскр.) – букв, "за пределами Брахмы". Верховный Беспредельный Брахма, "Абсолют" – реальность, лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и безымянный всемирный Принцип.

Параматман(санскр.) – Всевышняя Душа Вселенной.

Пишачи(санскр.) –в пуранах (собрании аллегорических и символических писаний) это гоблины, или демоны, сотворенные Брамой. В южно-индийском фольклоре – призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило, женские), преследующие людей. Разлагающиеся остатки людей в камалоке – оболочки и элементарии.

Планетные Духи– главным образом владыки, или правители, планет. Как наша Земля имеет свою Иерархию земных планетных духов, от наивысшего до самого низшего плана, так же ее имеет любое другое небесное тело. В оккультизме, однако, термин "планетный дух", как правило, применяется только по отношению к семи высшим Иерархиям, соответствующим христианским архангелам. Все они прошли ступень эволюции, соответствующую человечеству Земли, на других мирах, в давно минувших циклах. Наша Земля, будучи пока еще только в своем четвертом Круге, слишком молода, чтобы рождать высоких планетных Духов. Высший планетарный дух, правящий каждым небесным телом, фактически является "личным Богом" этой планеты и поистине скорее его "управляющим провидением", нежели самопротиворечащим бесконечным личным Божеством современной церкви.

Посвященный(Initiate) – от латинского слова initiatus. Обозначение того, кто был принят и кому были открыты Мистерии и тайны масонства или оккультизма. В древности – те, кто был посвящен в тайное знание, преподаваемое иерофантами Мистерий. В наши дни – те, кто посвящен адептами сокровенного учения в тайноведение, которое, несмотря на прошедшие века, все еще имеет несколько истинных приверженцев на земле.

Пракрити(санскр.) – природа вообще, в противоположность Пуруше – духовной природе, или духу. Они вместе являются "двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества".

Пралайя(санскр.) – период обскурации, или покоя – планетного, космического или вселенского – противоположен манвантаре. ("Тайная Доктрина", I.)

Пуруша– "Человек", небесный человек. В другом аспекте – дух, то же, что Нараяна. "Духовное Я".

Раджас(санскр.) – "свойство загрязненности" (то есть дифференциации) и активности в Пуранах. Одна из трех гун, или делений, во взаимоотношениях материи и природы, представляющая форму и изменчивость.

Религия Мудрость– единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та "вера", которая, будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя церковь считает их "падшими ангелами"), не требовала ни "привлекательности", ни слепой веры, ибо она была знанием. (См. Гупта Видья, Сокровенное Знание.). Именно на этой Религии Мудрости и основана теософия.

Риши(салскр.) –Адепты; вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозначения тех, через кого были раскрыты различные мантры.

Самадхи(санскр.) – состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов самадха, "самообладание". Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние йоги.

Сатва.[1] Понимание, разумение божественного знания. Обычно сопровождает слово Бодхи, когда используется в сложных словах, например бодхисатва.

Сатва,или Саттва (санскр.) – [2] доброта; то же, что саттва, или чистота; одна из трех гун, или трех подразделений природы.

Свабхават(санскр.) –мировая субстанция и вещество, дух и пластическая сущность материи, из которой исходит вся природа и в которую все возвращается в конце жизненных циклов.

Скандхи(санскр.) – букв, "свёртки" – группы атрибутов человеческой личности, конечных и неприменимых к вечному и абсолютному.

Стхулашарира(санскр.) –в метафизике грубое физическое тело.

Тамас(санскр.) – качество тьмы, "загрязненности" и инертности; также качество невежества, так как материя слепа. Термин, используемый в метафизической философии. Это низшая из трех гун, или основных качеств.

Танха(пали) – жажда жизни и привязанность к жизни на этой земле.

Тетрактис– пифагорейская священная четверка. Прежде всего, это – Единство, или Единый в четырех различных аспектах; затем это фундаментальное число четыре, Тетрада, содержащая в себе декаду, или 10, число совершенства; и, наконец, оно означает первичную триаду, слитую в божественную монаду.

Упадхи(санскр.) – основа; проводник, передатчик или носитель чего-то менее материального, чем он сам, как тело человека есть упадхи его духа; шаблон; определяющая или ограничивающая субстанция.

Упанишады(санскр.) – переводится как "эзотерическая доктрина", или толкование Вед с помощью методов веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть шрути, или "открытого" слова. Индусские пандиты объясняют термин упанишада как "то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение" духа путем познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан., VIII, 32).

Именно из этих трактатов упанишад, которые сами суть отголоски первичной Религии-Мудрости, и выросла система философии веданты. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне неискаженными остались приблизительно не более двадцати. Они касаются очень глубоких метафизических вопросов, таких, как происхождение Вселенной, природа и сущность Непроявленного Божества и проявленных богов, связь (основная и первичная) духа и материи, всеобщность разума и природа человеческой Души и Эго.

Цонкапа(Цзонкапа, Цзонхава, 1357-1419) – знаменитый тибетский реформатор, который ввел в своей стране очищенный буддизм. Он был великим Адептом, который, будучи не в состоянии дольше выносить осквернение буддийской философии лжеслужителями, превратившими ее в выгодное предприятие, решительно положил этому конец своевременным переворотом и высылкой 40 000 лжемонахов и лам из страны. Его считают аватарой Будды, и он является основателем секты гелугпа ("желтых шапок") и мистического Братства, связанного с ее водителями. По преданию, "дерево 10 000 образов" (кумбум) возникло из длинных волос этого подвижника, который, оставив их, навсегда исчез из поля зрения профанов.

Чела(санскр.) –ученик, воспитанник гуру или мудреца, последователь определенного адепта какой-либо школы философии (буквально, дитя).

Человечество– оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману – в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпа, руководителем Семи Дхиани, – в северном буддизме; Адамом Кадмоном – в каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец — в Абсолюте, по ту сторону всех этих символов и мифов человеческого (изобретенных человеком) происхождения. Человечество – это великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством сознательно, оно не более, чем высший класс животных.

Шанкарачарья Шри(санскр.) –великий религиозный реформатор Индии, учитель философии веданты – величайший из всех подобных учителей, которого адвайтисты (не-дуалисты) считают воплощением Шивы и чудотворцем. Он основал множество матхов (монастырей) и положил начало самой ученой секте среди браминов, под названием смартава. Легенды о нем столь же многочисленны, как и его философские труды. В возрасте тридцати двух лет он направился в Кашмир и, достигнув Кедаранатха в Гималаях, вошел в одиночестве в пещеру, откуда никогда уже не возвращался. Его последователи заявляют, что он не умер, но лишь ушел из мира.

Эго(лат.) –"Я"; сознание в человеке "я есмь я", или чувство "я есмь". Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в человеке: смертного, или личного, и высшего, Божественного и Безличного, называя первое "личностью", а второе – "Индивидуальностью".

Эйдолон(греч.) –образ, изображение; отражение; призрак, привидение.

Эйн Соф(евр.) –"Безграничный" или Беспредельный; Божество, эманирующее и распространяющееся. Эйн Соф пишется также Эн Соф и Эйн Суф, но никто, даже раввины, не уверен в



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.