Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдаете ли вы какое-либо взаимоотношение между всем этим?


Л.: В некотором смысле -- да, потому что вон оттуда (указывает налево)я забрала все испытываемые чувства и перенесла то, что представлялосьинтересным в успехах, вон туда (указывает направо), но теперь уже и цельнесколько изменилась. Р.Д.: Обратите внимание, что обратная связь даже внесла коррективы вцель. И эта цель представляет для вас ту же ценность? Л.: Эта цель для меня еще ценнее. Р.Д.. То, что вы говорите, можно выразить таким образом: вместо того,чтобы лелеять подобного рода мечту, где-то здесь витающую надежду, выопираетесь на то, что узнали из своих воспоминаний, и благодаря этомуфактически превращаете данную цель в нечто иное, отличное от того, что выпреследовали изначально, когда потерпели эти так называемые "неудачи". Л.: В основном цель остается прежней, но из видимых картин я взялатолько положительное в своей жизни, а отрицательное стерла. Р.Д.: Для этого существует еще одна хорошая стратегия: эти воспоминанияв буквальном смысле высвечивают ресурсные зоны, поэтому когда выоглядываетесь на свои прошлые опыты, то они выделяются весьма отчетливо, вто время как все остальное на этом фоне как бы теряется. Содержание здесьостается тем же самым, вы ничего не пытаетесь игнорировать или избегать --это скорее то, чему вы стараетесь уделять внимание исходя из нужного вамрезультата. И то и другое содержание одинаково реальны. Вопрос заключается в том, что вас больше устроит: что чаша "наполовинупуста" или "полна наполовину"? В воспоминаниях, которые были отправлены в мусорный ящик какнеприятные, мы очень скоро обнаружим, что они тоже заключают в себенастоящие жемчужины. Почему же они оказались здесь, в этом мусорном ящикедля "неудач"? Сейчас вы сможете использовать их как ресурс. Вы можете найтив них драгоценные камни, переливающиеся своими гранями в недрах вашейбиографии. Ну, а теперь последний шаг. Ощущения предыдущей неудачи находятся вотздесь, внизу справа, а выбор голосов -- внизу слева. У вас имеютсявоспоминания о том, что вы обычно говорили, которые вы можете либо усилить,либо приглушить. Есть еще кое-что интересное, что вы могли бы проделать с этимивоспоминаниями, если это критические голоса, которые вещают что-то вроде:"Ты не сможешь этого сделать" (отрицательный тон). Вы можете даже сохранить то же самое содержание, но изменить метасообщение, которое передается тоном голоса: "Ты не сможешь этого сделать?"(сомнение). Вербальное сообщение осталось тем же самым, но основную роль здесьиграет мета сообщение. Вы можете сохранить абсолютно то же самое вербальное содержание, ноизменить тон голоса на вопросительный или насмешливый, можете придать этомусообщению значение вызова, и тогда мета сообщение будет: "Ты и вправдууверена, что не сможешь этого сделать, что ты на это не способна? Изменение тона позволяет изменить значение и превратить его в вызов.Хотя слова здесь используются те же самые, но за счет изменениясубмодальностей тона эффект их будет совершенно иным. Необходимо помнить,что, изменяя субмодальности для сдвига мета сообщения, вы можете изменитьзначение того же самого содержания, как вам захочется. А сейчас давайте вновь соединим все эти элементы и образуем из нихновую молекулу. Итак, мы проделали следующее: эти визуальные воспоминаниярасположили вот здесь, слева вверху; аудиальные отправились в середину;кинестетическая точка расположилась вот здесь, справа внизу. Возможно, чтодля большей поддержки вам захочется примешать сюда еще что-нибудь новоеаудиальное из позиции аудиального сконструированного, вправо по горизонтали. Другими словами, если вы возьмете имеющуюся у вас цель, сможете ли выслышать, как будет меняться звучание вашего голо- са по мере приближения к ней? Откуда бы вы стали говорить? Какого родаотклик это бы вызвало? Все это нужно поместить непосредственно вверхусправа. А теперь нам предстоит вновь соединить все эти репрезентативныесистемы, но уже так, чтобы они поддерживали друг друга при продвижении кцели. Чувства поддерживают и эти слова, и эти картины, и эти воспоминания;эти воспоминания, в свою очередь, поддерживают и эти цели, и эти слова, иэти чувства. Образуйте синестезию, в которой вместо взаимного подавленияпроисходит взаимное усиление: чем больше у вас будет зрительных образов, темсильнее станет испытываемое чувство и громче голос поддержки, а чем полнееголос, тем ярче воспоминания. Теперь мы имеем нечто, больше напоминающее генетическую структуру,своего рода двойную спираль, которая сама себя поддерживает исамовоспроизводится в системе, где царит гармония и красота вместобеспорядка и хаоса смятенных чувств. Весьма важным является здесь то, что вданном содержании нам ничего не нужно игнорировать или отбрасывать -- ниодного изначально имевшегося там компонента. Все происходит благодаряреструктуризации гармоничности системы. Все это можно проделать без особых затруднений, воспользовавшисьметодом, построенным на стратегии НЛП. Нам необходимо будет установитьсоответствие с положительным эталонным опытом. Основной процесс заключаетсяв нахождении эталонного опыта с каким-либо другим содержанием, подходящимдля того типа ресурсной структуры, которую мы хотим образовать. Р.Д.: (Обращаясь к Линде): Не могли бы вы задуматься о чем-нибудь еще,что вы непременно собираетесь сделать в будущем, но к чему еще неприступали? Это может быть какая угодно проблема, но вы должны быть при этомуверены, что обязательно с нею справитесь. (Линда смотрит прямо перед собой, устремив взгляд слегка вверх.) (Обращаясь к аудитории): И опять обратите внимание на направление еевзгляда. Этот ключ доступа отсутствует среди тех, которые мы обычно изучаем.Он не отвечает ни визуальному воспоминанию вверху слева, ни зрительномусконструированному вверху справа, ни аудиальному прямо посередине. Оннаправлен прямо вперед и вверх под углом 15-20°. (Обращаясь к Линде): Возникают ли у вас какие-нибудь ощущения, картиныи звуки? Л.. Да, конечно. Р. Д.: Это ключ доступа к еще одной синестезии. Теперь мы можем взятьвизуальные образы, звуки и чувства, ассоциировавшиеся ранее с неудачей, иорганизовать их в уже существующую структуру ресурсной синестезии. Преждевсего займемся визуальной частью. Необходимо привести данные образы всоответствие со структурой, дающей ей основания полагать, что она что-томожет. Возьмите образ своей цели и разместите его вот здесь, прямо передсобой и немного вверху. Проследите при этом за тем, чтобы и расстояние, ияркость, и размер, и качество движения, и красочность, и глубина, и четкостьизображения были теми же, что и у ресурсного опыта. Куда направляютсявоспоминания в вашем положительном эталонном опыте? Оказываются ли они у васза спиной или остаются тут же, вверху слева? Л.: Скорее всего, они сзади. Р.Д:. Перегруппируйте эти воспоминания, ассоциировавшиеся ранее снеудачей так, чтобы они оказались сзади вас и могли таким образом обеспечитьподдержку будущей цели. Ну, а что касается звуков, голоса? В эталонномопыте, о котором вы уже знаете, что он вами выполним, что вам там слышится?Где? Каким образом? Л.: Он мне слышится изнутри, но голос не тот же самый. Голоссоглашается с действиями. Р.Д:. Можете вы ли взять голоса, которые мы поместили слева внизу, иперенести их внутрь? Могут ли они поддержать вас в продвижении к цели? Высказали, что не были даже уверены, что потребуется какой-либо голос. А чтоможно сказать о старом голосе? Где он расположен, какого рода качествомможет обладать? Л:. Старый голос находится сверху, и я не могу заставить его замолчать. Р.Д:. Ну, а что можно сказать о звуках результата в положительномэталонном примере? Ассоциируются ли с ним звуки? Где они возникают: внутри,спереди, сзади? Л:. Это другие голоса, особенно один голос. Он звучит чисто. Всеспокойно. Внутренние голоса поддерживают действие. Р.Д:. Последний шаг: испытываемые чувства. Помните ли вы те ощущенияраздраженности? Привнесите их в новую синестезию и определите, что с нимипроисходит. Преобразуются ли они, дела- ются ли легче? Как они согласуются с целью? Эти чувства вам очень скоропотребуются. Л:. Я говорила вам о страхе, о чувстве страха. Оно по-прежнему где-тосуществует, но теперь оно поддерживает. Р. Д.: Это очень интересное свойство страха: он может быть скрытоймотивацией. Часто люди говорят, что от страха у них "мурашки по телубегают". Вопрос заключается не в том, как избавиться от "мурашек", а в том,как научить их бегать "как нужно". Тогда они будут подсказывать, чтосуществует нечто важное, и послужат мотивацией. А теперь мой последний вопрос: верите ли вы сейчас, что сможетедобиться этой цели? Л.: Возможно. Р.Д.: Возможно? Возможно -- это недостаточно хорошо. Давайте проведемсвоего рода тонкую настройку. В чем разница между той, другой целью, вдостижении которой вы уверены, и данной целью, которую, возможно, сумеетедостичь? Л:. Ну, скажем, насчет этой я не уверена, а насчет той у меня нетсомнений. (Линда вновь смотрит вниз, как это было в начальном положении,отвечающем первому убеждению). Р.Д.: Не опускайте глаза. Перенесите эту цель вверх. Сейчас онапереходит сюда. Там, внизу, ее больше нет. Поднимите глаза сюда и поместитеее здесь, всю без остатка. Л:. Я стараюсь поместить ее там вверху, но я не совсем уверена, что онадействительно там. Р.Д:. Ну вот! А как вы определите, что она действительно там? Когда яспрашиваю вас, можете ли вы сейчас добиться этой новой цели, насколько этоотличается от вашего ресурсного эталонного опыта? Л.: Ресурс связан с положительным опытом в прошлом. Р.Д:. А этот несвязан? С каким положительным опытом вам необходимо его связать? (Обращаясь к аудитории): Между прочим, она сообщает вам нечто оченьважное: как формируется убеждение. После того, как это убеждениепредставлено достаточно ясно и сенсорно очевидно, соединяем его с другим,положительным опытом. (Обращаясь к Линде): Можете вы это сделать? Л:. Да, могу. Р.Д:. Вы уверены? Л:. Да. Я могу соединить ее с тем положительным, что у меня получалосьраньше, -- с проектом. Р.Д:. Это является важной составляющей того, как люди строят убеждения:теперь она укрупнила свою молекулу. (Обращаясь к Линде): Ну, а теперь вы уверены, что сможете достичь своейцели? Л.: Да, конечно! Никаких проблем. Р.Д.: Я вам верю. А сейчас, посколькунаступает обеденный перерыв, я хочу оставить все это в качестве пищи дляразмышлений и после того, как вы переварите все, что мы сейчас делали,возможно, обнаружите еще что-нибудь, с чем вы могли бы связать эту цель. Идайте возможность вашему подсознанию удивить и порадовать вас тем, какоемножество связей вы могли бы образовывать, стоит вам лишь только начать. Спасибо.

УПРАЖНЕНИЕ

Первое, что необходимо помнить: убеждение почти неизбежно будетсопровождаться каким-либо сочетанием или синестезией чувств (synesthesia ofsenses). Оно будет образовывать сочетание различных репрезентативных систем.Нашей целью является: а) выяснить, что собой представляла данная молекулачувств (molecule of senses); б) определить место каждой из этихсоставляющих, после чего в) реорганизовать их в новое взаимоотношение.

Часть первая

Этап первый. Каждый отдельный этап данного процесса включает преждевсего выяснение отношения к данной проблеме или убеждению. Это, как правило,имеет место в период "кризиса", когда ваши ожидания и их претворение в жизньбольше всего расходятся друг с другом. Например, есть что-то, что вы хотите сделать, но постоянновоздерживаетесь от этого в силу какой-либо прошлой неудачи или неприятности.Проникнитесь этим убеждением, ощутите его физиологию и положение глаз,ассоциируемые с ним. Это может быть что-то, что вы хотели бы попробовать, ноесть ощущение, что про- сто не можете, или хотели бы сделать, но боитесь неудачи или неприятныхпоследствий. После того как вы выясните, каково положение глаз, где находится данноеубеждение и где появляется ограничивающее убеждение, то, возможно,обнаружите, что данная позиция включает в себя весь набор сенсорныхрепрезентаций, который вам предстоит увидеть и услышать одновременно. И, какв случае с Линдой, во всем этом, вероятно, будет царить полный беспорядок. Этап второй будет заключаться в разделении данных синестезий спомещением каждой из входящих в них чувственных репрезентаций в позицию,соответствующую положению глаз, служащему в НЛП ключом доступа -- такимобразом, зрительная память будет помещаться слева вверху, внутренний монолог-- внизу слева, а испытываемые чувства -- внизу справа. Также могутприсутствовать сконструированные образы, которые можно поместить справавверху, чтобы далее определить их туда, где им следует находиться. После этого вы обращаетесь к каждой из этих репрезентаций вотдельности. Какова цель данного чувства? Как я узнаю, что оноотрицательное? Может быть, это не так? Таким образом, я признаю все этирепрезентации, подстраиваюсь к ним, а затем немного веду. Посколькуиспытываемое мною всего лишь чувство, я могу слегка изменить его. То жесамое будет относиться и с внутреннему голосу. Каково его намерение? Какизменить его, чтобы он полнее отвечал данному намерению? Здесь мне следует указать еще на один момент. Если у кого-нибудьразделение синестезий вызывает затруднение -- например, если человек неможет отделить видимые картины от испытываемых чувств, -- то в таком случаеможно использовать субмодальности. Пусть этот человек поместит свои картины в рамку, отодвинет ееподальше, а затем сдвинет влево и вверх. Если речь идет о том, что голос и испытываемые чувства не разделяются,сделайте так, чтобы голос превратился в шепот, а затем переместите его. Этотэтап потребует определенного творчества. Все будет зависеть только от вас.Что-либо предсказать здесь невозможно. Все будет определяться вашейспособностью пользоваться обратной связью. Помните также, что, работая с человеком, лучше подойти к нему близко. Иесли данная молекула, данное убеждение будет присутствовать непосредственноздесь, дайте ему возможность стать настоящим и конкретным. Протяните руку,схватите все эти состав- ляющие и разделите их. Буквально взяв человека за руку, ведите его,пусть он сам переместит видимые картины, подталкивая их вверх. Ваши действияи физическое вмешательство позволят произвести это разделение с большейлегкостью. Этаи третий. После того как вы вошли в контакт с каждой частью, следуетобратиться к зрительным воспоминаниям и выяснить, есть ли что-нибудь новое,чему можно научиться? И помните, что это означает видение данных воспоминаний вовзаимоотношении с другими воспоминаниями об успехах и во взаимоотношении срезультатом, целью. Приведу один пример. Есть некий прошлый опыт; рассмотренный сам посебе, он будет значить что-то одно, но если рассматривать его в отношении кмоему результату, я узнаю из него нечто совсем иное. Информация содержитсяне в самой картине, а в том отношении, какое существует между даннойкартиной и тем, куда я хочу пойти. Идея в том, чтобы начать видеть: данныеопыты не являются неудачами, а являются обратной связью. Я могу выбрать те составляющие, которые оказались успешными,сконцентрироваться на них и с их помощью добиться того, что ищу. Этап четвертый. На данный момент я хочу быть в состоянии увидетькакую-либо связь с целью и, возможно, внести в нее некоторые поправки,что-то к ней добавить, что-то немного изменить на основе того, что мне сталоизвестно из этих воспоминаний. У меня есть цель, поставленная, может быть, довольно давно. Она можетслегка меняться. Она может быть улучшена на основе того, что я узнал.Возможно, намеченное три года назад потребует сейчас некоторойкорректировки. Сейчас я знаю больше, чему-то сумел научиться. Теперь цельстановится богаче и более соответствует тому, кто я есть. Многие люди по-прежнему остаются верны своим детским фантазиям, которыепытаются осуществить и которые уже нереальны на данный момент. Поэтому имследует несколько повзрослеть, стать более реалистичными в контексте того,чему они сумели научиться из собственного жизненного опыта. Итак, возвращаемся к первой части данного упражнения: мы размещаем всесоставные части ограничивающей синестезии по соответствующим им позициямдоступа, исследуем каждую в отдельности -- каково ее намерение -- инекоторое время изменяем ее. Испытываемое неприятное чувство перестанет быть таким, если его слегкаизменить. Возможно, оно станет менее тягостным или более волнующим, чтопозволит ему в большей степени соответствовать своим намерениям. Если,например, это голос, то не изменить ли его тон или не удалить ли на большеерасстояние? Таким образом, мы организуем различные части синестезии, распределяя ихпо периферии, затем начинаем обучаться на основе прошлого опыта, ивследствие этого вместо неудачи они становятся обратной связью. Итак,полдела сделано.

Часть вторая

Вторая половина будет заключаться в том, чтобы собрать все этисоставляющие и вновь соединить их. Именно здесь вступает в действие положительный эталонный опыт. Я хочувзять все выделенные компоненты синестезии и вновь объединить их вструктуру, подобную структуре моей цели, достижение которой не вызывает уменя сомнений. Это проделывается в два этапа. Этап первый. Для сопоставления я нахожу эталонный опыт (referenceexperience), имеющий иное содержание, чем желаемая цель, ассоциируемая субеждением о неудаче, о котором мне уже известно, что это мне по силам. Дляясности позвольте внести сюда некоторое содержание, поскольку хотя все можнопроделать и без него, мне кажется, наличие некоего содержания позволитуспешнее выделять его составляющие. Пусть ваша цель -- похудеть, то есть вы хотите избавиться от лишнеговеса. Это является тем содержанием, от которого вы испытываете неприятноечувство неудачи, и мы разложили его на такие составляющие. Теперь я задаю вам вопрос: Что представляет собой та, другая цель, вотношении которой вы полностью уверены, что в будущем ее достигнете? Причина, по которой я хочу взять что-нибудь из будущего, заключается втом, что этой цели вы пока не достигли, но она содержит в себе нечто такое,о чем вы точно знаете, что сумеете ее добиться, в чем вы полностью уверены,убеждены. Мы хотим придать то же самое чувство желаемой цели похудеть. Вопрос: А это обязательно должно быть чем-то, что мы уже совершили? Ответ: Нет, не обязательно. Необходимо только, чтобы это было нечто, очем вы точно знаете, что сумеете сделать. Это убеждение о способности. Вот вам пример. Я знаю, что у меня будет отпуск. Я уже спланировал его.Он начинается через две недели. Могут быть проблемы на работе или задержитсявылет самолета, но я все равно поеду. Так или иначе, отпуск состоится. Или это может быть семинар, который я планирую провести. Или покупкалошади. В каждом случае могут возникнуть различного рода затруднения, норано или поздно намеченное осуществится. Нам важно не столько убеждение, что намеченная цель осуществится,сколько убеждение в своей способности осуществить эту цель. Нам не дано знать будущего и того, каким оно будет. Идея не в этом. Онав том, чтобы организовать репрезентацию своей желаемой цели таким жеобразом, каким у вас представлены те цели, в достижении которых вы убеждены. Нас интересует то, что еще непроизошло, но к чему вы можете продвигаться с полной уверенностью. У меня есть относительная уверенность в том, что вы способны справитьсяс проблемами, которые могут возникнуть. Вы уверены в себе и в том, что этогодобьетесь: положительное ожидание собственной эффективности. Именно такого рода эталон вам и требуется. Так, например, я могу бытьуверен, что организую вечеринку или закончу статью. Я знаю, что это рано илипоздно произойдет, и все помехи будут всего лишь обратной связью. Скажем так: я уверен, что смогу купить новый дом. Теперь мне следуетвзять все связанное с похудением и вписать в ту же самую структуру, какуюпредставляет собой мой образ мыслей о покупке дома. С одной стороны, имеется мой образ мыслей о похудении; с другой --образ мыслей о покупке нового дома. Этап второй. Я хочу сделать так, чтобы все субмодальности похудениясовпадали с субмодальностями покупки нового дома. Это значит, что если при мысли о покупке нового дома картина -- передомной, а когда я думаю о похудении, картина находится справа вверху, мнепотребуется переместить картину о похудении из правого верхнего положения вместо непосредственно перед собой. Заметьте, что мы не замещаем одно содержание (похудение) на другое(приобретение нового дома). Содержание не важно. Это означает следующее: я хочу представить и то идругое содержание с помощью одной и той же структуры так, чтобы бытьодинаково уверенным и в том и в другом. Далее я просматриваю все возможные различия субмодальностей. Откудаисходит звучание, когда я думаю о приобретении дома -- изнутри или снаружи?Я собираюсь переместить в то же самое положение голоса и звуки, возникающиепри моих размышлениях о похудении. Итак, я использую стратегию убеждения. Вы выстраиваете ментальную картуданной цели так, чтобы в ней было то же богатство и жизненная энергия, что ив карте чего-то, в достижении чего вы уверены. Вот так. Вопрос: Должны ли для данного человека уровень эталона и цель в этомопыте быть одного и того же уровня? Например, я почти на- 49 верняка уверен, что завтра утром выпью чашечку кофе, но это не такважно, как моя цель. Ответ: Это хороший вопрос. Я думаю, что чем ближе они друг к другу всмысле испытываемого чувства и в смысле своей значимости, тем лучше. Чембольше усилий и самоотдачи от вас требуется, тем убедительнее все это будетвыглядеть.

Комментарий к упражнению

Данный процесс имеет отношение к обратной связи. При творческом подходелюди способны справиться с просто невообразимыми вещами. Я предлагаю вамрассматривать это как обратную связь, как возможность что-то предпринять илииспытать себя в чем-то, а не заявлять: "У меня ничего не получилось, что-тоздесь не так". Помните, что кроме убеждений о способностях, существуют убеждения и одругих категориях. Вы можете обнаружить такие убеждения даже при выполненииданного упражнения. Это не панацея, не универсальное средство для решениявсех проблем. Это всего лишь начало. Это все равно что учиться на иллюзиониста. Одно дело спрятать вцилиндре кролика и совсем другое -- слона: это потребует гораздо большевремени. Сейчас мы начинаем практиковаться на кроликах, но к завершениюкурса должны уметь не хуже проделывать фокусы со слонами, если не сбегемотами! Вопрос: В какой ситуации вы якорите и когда? Ответ: Когда человек думает о положительном эталоне и я вижу, что ондостиг состояния уверенности. И далее, когда я перемещаю свою цель в новоеположение, чтобы новой молекуле было легче собраться в одно целое, этотякорь становится цементирующим ее компонентом. Следует ясно осознавать, что в данном процессе происходят две вещи: выприменяете ресурсную стратегию человека и также перестраиваете даннуюмолекулу. Я надеюсь, что некоторые из вас воспримут это как своего рода вызовсебе. Но я более чем уверен, что вы сумеете это осуществить, научившись приэтом еще чему-то новому, и начнете сводить эти процессы воедино, так что водно и то же время будете применять несколько различных навыков. Вопрос: Там был только один якорь? У нас возникло ощущение, что былосразу несколько. Ответ: Я всегда пользуюсь якорями. Когда Линда впервые задумалась оботрицательном опыте, я заякорил его, чтобы мне потом было легче к немувозвращаться. Если хотите, то в конце вы можете их разрушить. Я пользуюсьими в такой степени бессознательно, что, даже просто во время перерыва накофе стоя рядом с кем-то, испытывающим хорошее чувство, я якорю себя. Но опять же, хочу, чтобы вы выработали у себя гибкие представления обовсем этом. Пользуйтесь всем, что помогает. В данном упражнении в отдельных местах вы можете пользоватьсясубмодальностями. Относитесь к этому следующим образом: данный метод, как илюбой другой, -- это остов. То, что облекает остов плотью и вдыхает в негожизнь, -- это вы сами. Есть какие-то вещи, которые вы сможете проделыватьвесьма просто, лишь в силу того, чем сами являетесь, как порой контактглазами с данным человеком будет иметь гораздо большее значение, чем любойиз этапов данного метода. Именно ваша сущность и будет проделывать эту работу. Никогда не бойтесьобратиться к интуиции, если необходимо заставить что-то работать. Вопрос: Я не понимаю, почему необходима связь между воспоминаниями ицелью. Ответ: Потому что, если эти воспоминания не имеют ничего общего срезультатом, то не будет непрерывности, не будет поддержки. Люди могутсказать: "Да, это мой результат, но он не подходит ни подо что, чем якогда-либо занимался в жизни". И в дальнейшем между ними возникнет конфликт.Необходимо следить, чтобы эти вещи согласовывались друг с другом. Еслиполученный вами результат никак с вами не вяжется, следует заняться имвплотную. Вопрос: Что это означает в терминах субмодальностей? Ответ: Так или иначе, вы ощутите данную связь, даже если вы простовидите цвет, или линию, соединяющую данные опыты, или просто испытываетеощущение, что они подходят друг другу. Здесь важно, чтобы при этомобразовывался гештальт, чтобы мой результат хорошо вписывался в мой опыт.Если у вас возникнет такое ощущение, то этого достаточно. Вначале лучше всего попрактиковаться в группе из трех человек.Выясните, что происходит в вас самих при прохождении через данный процесс.Поменяйтесь ролями, когда проделаете это с каждым. Приведем далее краткое описание всего процесса. 51 Неудачу -- в стратегию обратной связи1. Определите проблемное отношение или убеждение. а) Пронаблюдайте за мимико-физиологическими проявлениями и положениемглаз, ассоциированными с данным убеждением. б) Выясните, что происходит внутри каждой из репрезентативных систем(VAK) при данном убеждении. 2. Разделите "синестезию" VAK, помещая каждую чувственную репрезентациюв позицию, определяемую "соответствующим" ей в НЛП положением глаз. 3. Посмотрите вправо и вверх (в направлении визуальногосконструированного) и представьте желаемую цель/позицию/убеждение. а) Проверьте коммуникацию (положительное намерение) испытываемогочувства (самого по себе) и речи (самой по себе) относительно желаемой цели,в сопоставлении с прошлыми воспоминаниями. 4. Взгляните на картины воспоминаний, ассоциируемых с убеждением, ипостройте более реалистичную перспективу всей ситуации в целом, смешиваяположительные воспоминания с проблемными так, чтобы они размещались на вашейлинии времени в нужной временной последовательности. а) Посмотрите, как ранее отрицательные воспоминания способны сейчасобеспечить положительную обратную связь, ведущую прямо к желаемой цели. б) Возможно, вам потребуется что-либо изменить или добавить к желаемойцели, в зависимости от того, что вы узнали из этих воспоминаний. в) Убедитесь, что видите шаги, способные связать воспоминания сположительной целью. 5. Выявите положительный, ресурсосодержащий эталонный опыт; напримерчто-нибудь, что непременно будет осуществлено вами в будущем. а) Заякорите данный опыт. 6. Добейтесь полного совпадения субмодальных качеств VAK желаемой цели с теми же качествами положительного эталонного опыта. а) Для содействия данному процессу включите якорь позитивногоэталонного опыта.

Вопросы в конце упражнения

А сейчас я хотел бы выяснить, какого рода вопросы, сообщения,комментарии появились после упражнения. Вопрос: Моя пациентка была очень аудиальной, и если бы я прислушивалсяк себе -- а я скорее визуально ориентирован, -- то попытался бы склонить еек работе в зрительном ключе. Но процесс визуализации и вообще все, чтосвязано с визуализацией, дается ей значительно труднее. Мы все же попыталисьпроторить тропу через звуки, но это заняло больше времени. Я постоянноколебался между желанием следовать то за ней, то за вами. Ответ: Как вы думаете, что бы я порекомендовал? Я ответил бы: следуйтеза ней. Следовать за мной -- значит следовать за ней. НЛП было создано длятого, чтобы помогать пациентам, а не для того, чтобы пациентыприспосабливались к НЛП. И я хотел бы вас поздравить с тем, что вы этопоняли. И очень важно, что вы заметили, что требуется вашей пациентке. Думаю, вы и сами себя должны с этим поздравить. Что касается установления результатов или целей, визуальная не являетсяединственной системой. Я имею обыкновение начинать со зрения, посколькупереход к гештальту со зрением значительно легче, но это, разумеется, неединственный путь. Вы можете слышать голос, который содержит в себе всеголоса, и возможно, не станете отрицать, что бывают случаи, когда выговорите голосом, в котором звучат все голоса. Вы даже можете расслышать внем более глубокий отзвук всего себя. Может возникнуть другой вопрос: насколько все-таки ясным должно бытьвидение -- или же репрезентация результата, если она не является зрительной.Когда люди намечают цели и результаты, то, как правило, говорят о поступках.Таким образом, если вы собираетесь создать картину результата, то создаетекартину поступков. Но каким же образом вы представляете результат на уровне идентичности?Я могу вдруг обнаружить, что это не поведенческая "цель". Личность не основывается на какой-либо особой цели или на каком-либоконкретном результате. На уровне идентичности вы обладаете чем-то, что можно назвать миссией,а не каким-либо особым результатом. И очень часто тот, кто работает с вопросом идентичности, не сможетуказать какой-либо особой цели, поскольку она к этому вопросу никакогоотношения не имеет. Миссия может заключать в себе множество целей. И в отношении вашегоконкретного вопроса, никакой особой картины может не быть. Это главнымобразом направление. Но как бы то ни было, это гораздо более мощный уровень нашейдеятельности. Иногда в компаниях возникают споры относительно ее целей, при этомучастники спора не отдают себе отчета, что вопрос заключается вовсе не вэтом. Если у организации нет миссии, легко возникают споры о целях. Целивозникают из миссии. Миссия является совершенно иным уровнем процесса. Она в большей степеникасается ценностей и критериев, чем каких-либо практических и конкретныхрезультатов. И если конкретная цель вступает в противоречие с миссией, каквы думаете, что придется отбросить? Вопрос: Когда вы говорите "миссия", возможно ли иметь о нейпредставление, если, например, вы не верите в Бога? (Легкий смех в аудитории.) Р. Д.: Это хороший вопрос. Я не знаю. Все зависит от того, что вы подразумеваете под Богом. Этоочень интересная тема, и я хочу уделить ей внимание. Я изменяю или воздействую на свое внешнее окружение через своеповедение. Чтобы изменить свое поведение, я должен перейти на вышестоящийуровень -- на уровень способностей. Я не могу ни по-настоящему понять, ни изменить свое поведение, пока неокажусь над ним. Уровень поведения является как бы кукловодом, управляющим марионеткой. Для того чтобы изменить какую-либо способность, я должен быть на одинуровень выше ее -- на уровне убеждений. А для того чтобы изменить убеждение, выйти за пределы своих убеждений,получив возможность по-настоящему хорошо их увидеть и изменить, я должендействовать с позиций идентичности. Поэтому вопрос состоит в следующем: если я начинаю изменятьидентичность, свою миссию и при этом должен находиться на следующем от нееуровне, что это будет за уровень? Это не идентичность. Это уже не относится к моему "эго", это шире, чеммоя миссия, это уже подразумевает, что я являюсь членом более широкойсистемы. Полагаю, это духовный уровень. Поэтому я и говорю: все зависит от того, что вы подразумеваете подБогом. Когда вы пытаетесь определить свою миссию или больше не уверены, чем насамом деле являетесь, следует задать вопросы, относящиеся к данному"духовному" уровню. Я не считаю, что он обязательно должен отвечать какой-либо из существующих религиозныхдогм, но он действует на очень глубинном уровне. Это тот вопрос, на которыйкаждый должен ответить сам, чтобы справиться с проблемой миссии. Не думаю, что у человека, страдающего неизлечимым недугом, естькакая-либо возможность осуществить требуемые ему переме-ны до тех пор, покаон не сумеет перенестись на этот уровень, чтобы обрести смысл жизни истремление жить. Мне представляется весьма интересным совпадением, что вмедицине исчезновение проявлений угрожающего заболевания называется"ре-миссией". А кроме того, оставляя болезни в стороне, я полагаю, что люди, ставшиевсемирно известными гениями, -- это те, кто сумел подняться в своейдеятельности на этот духовный уровень. Их труды не затрагивают их самих.Моцарт говорил, что его произведения исходят не из него. И независимо оттого, как вы это воспринимаете, он хотел сказать, что музыка не являетсяпорождением его собственного "это" или идентичности. Его гармония былавыражением чего-то, стоящего вне конкретной личности или убеждений. Моцартзаявил: "Я постоянно ищу две ноты, которые влюблены друг в друга". Если идентичность подразумевает миссию, то духовность, на мой взгляд,-- нечто вроде "транс-миссии" (в обоих значениях данного термина, то есть ито, что передается и получается обратно, и то, что проходит сквозь множествомиссий.) То же самое справедливо и для такого человека, как Альберт Эйнштейн. Освоей деятельности в области физики Эйнштейн сказал: "Меня не интересует нисветовой спектр, ни сколько весит эта молекула, ни каково строение данногоконкретного атома. Я хочу знать помыслы Божьи. Все остальное -- детали". Мне не кажется, что данное заявление исполнено самомнения. Оно о том,что собой представляла его миссия. Он не сказал: "Я хочу совершить переворотв физике и этим прославиться" или "Я собираюсь доказать этим тупицам, чтомои идеи справедливы". Он сказал: "Господь являет себя в гармонии всего сущего". И физика былаего богоискательством. Бог был для него в свойствах и взаимосвязях вещей, наполняющихвселенную. Поэтому-то я считаю весьма важным то, что вас интересует, "какимобразом можно пытаться ответить на вопросы, касающиеся миссии, никак незатрагивая тему Бога?" Я с вами полностью согласен, и ничего смешного здесь нет. Я полагаю, что важна вся данная совокупность уровней. Некоторые людиспособны воздействовать на мир своими поступками. Другие -- влиянием,оказываемым на убеждения других людей. Некоторые могут воздействовать на мир только благодаря идентичности, тоесть за счет того, кем они номинально являются. По-настоящему же выдающимисяличностями являются те, кто воздействует не только на внешнее окружение иповседневные поступ- ки, способности, знания или образ мышления, на наши убеждения или нанас как личность, но также и на наш духовный уровень. Чем большее числоуровней подвержено влиянию, тем сильнее общее воздействие. Когда мы занимаемся вопросами изменения отдельной личности, организацииили семьи, то иногда проблема заключается в поведении, иногда -- вубеждении, а иногда она пересекает сразу несколько этих уровней. Мне приходилось встречать людей, чью позицию в отношении НЛП можноохарактеризовать не иначе как ожидание чудес: "Если вам не удалось сделатьэто за двадцать минут, значит, что-то вы делали не так". Могу сказать одно: когда я работал со своей матерью, помогая ейпобедить рак, я и тогда не пользовался никакими быстрыми изощреннымиуловками и не собираюсь пользоваться никакими уловками, с кем бы мне нипрошлось работать. Вопрос заключается в следующем: "Каким образом я смогу включить все этиуровни в проделываемую мной работу?" Полагаю, что, выполняя это упражнение, некоторые обнаружили, что, начавс убеждения о способности, закончили на более глубинном уровне. Когда вы разрушаете молекулу, окружающую чувство неудачи, то по мереудаления всех наслоений, обнаруживаете, что это не только убеждение оспособности. Вы внезапно выясняете, что, возможно, это переходит в убеждениео себе самом. Это не столько то, что я не верю, что способен на это; быть может, яверю, что это не мой удел, что это вообще не мое. Может быть, с самого существенного уровня и произрастает мое неверие всвою подлинность. И это становится очень важным открытием. Если все это произошло, если вы проникли сквозь это первое убеждениелишь для того, чтобы обнаружить нечто более глубинное, то это не не


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.