Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Наиболее известные произведения


Симфония №5

 

Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804—1808 годах, — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 году в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения. Э. Т. А. Гофман назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Сам Бетховен говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь».

 

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:

Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

 

Пятая симфония известна своим долгим временем вызревания. Первые её наброски датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807—1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.

 

В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами, политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.

 

“К Элизе”

Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Написано в тональности ля минор.

 

 

 

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля. Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

 

 

В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.

 

Существует версия, что пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне.

 

 

Симфония № 3

Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая»)

симфония Людвига ван Бетховена. Изначально была написана Бетховеном в честь Наполеона, его судьбы и героической деятельности, который был кумиром многих того поколения. Но в дальнейшем, из-за разочарования в политике Наполеона, Бетховен вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. В конце концов, «Героическая» была посвящена одному из меценатов - князю Лобковицу. Написана в 1803—1804 годах в Вене. Премьера состоялась в Вене 7 апреля 1805 года.

Премьера симфонии прошла в одном концерте с симфонией Антона Эберля ми-бемоль мажор, оп. 33, которую публика приняла лучше произведения Бетховена.

 

 

Состоит из 4-ех частей:

 

I часть — Allegro con brio — картина титанической, напряженной борьбы.

 

II часть — «Похоронный марш», трагическая кульминация.

 

III часть — Scherzo, своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной

атмосфере финала.

 

IV часть — Final, апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием.

 

 

Симфония №9

 

Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 — последняя завершённая симфония, созданная Людвигом ван Бетховеном. Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Этот фрагмент, «Ода к радости», в аранжировке Герберта фон Караянаиспользуется как Гимн Евросоюза.

 

Также симфонию называют «Хоральной».

 

Данная симфония является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром Бетховена, который создал его, будучи совершенно глухим. Произведение играет заметную роль и в современном обществе.

 

Состоит из 4-ех частей:

 

I часть — Allegro ma non troppo, un poco maestoso

 

II часть — Molto vivace

 

III часть — Adagio molto e cantabile

 

IV часть — Presto (с хором)

 

 

Соната для фортепиано № 8

 

Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 («Патетическая») — музыкальное произведение, написанное Людвигом ван Бетховеном в 1798—1799 годах и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната» (фр. Grande sonate pathetique) с посвящением князю Карлу фон Лихновскому. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты.

 

Ромен Роллан в своё время отмечал театральность этой сонаты: «…Присутствие элементов драматико-театральных в „Патетической“ неоспоримо, и очевидность этого подтверждается сходством стиля и выразительности не только с немногочисленными произведениями Бетховена, написанными для сцены, вроде его „Прометея“ (1801), но и с его великим образцом трагической сцены — с Глюком, чья „Ария и дуэт“ из II действия „Орфея“ непосредственно вызывают в памяти бурное движение начала первого allegro из „Патетической“».

В сонате три части:

1.Grave (медленно) — Allegro di molto e con brio (быстро, с большой силой). Первая часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и наиболее напряжённа по своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к концу. В музыке проявляется борьба человека с судьбой.

2.Adagio cantabile (медленно, певуче). Вторая часть написана в тональности ля-бемоль мажор. Звучание второй части часто сравнивается со звучанием оркестра — начальные такты, например, напоминают звучание виолончели.

3.Rondo, allegro (скоро). Финал сонаты выполнен в форме рондо-сонаты в тональности до минор.

 


 

IV. Список используемой литературы:

 

Филимонова С.В. История мировой художественной культуры: Учебное пособие для учащихся средних школ и вузов. Ч. 1-4. Мозырь, 1997, 1998

Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., 1990.

Эскина Н. Барокко // МЖ. 1991, № 1, 2.

Бетховен, Людвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчество.

Аменда А. Аппассионата. Роман из жизни Людвига ван Бетховена.

Корганов В. Д. Бетховен. Биографический этюд. — М.: Алгоритм, 1997.

Кремнев Б. Бетховен ЖЗЛ

Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество : В 2 т. — М.: Московская консерватория, 2009.

Роллан Р. Жизнь Бетховена / Пер. с франц. — Л., 1937.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.