Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая разработка открытого занятия в объединении декоративно-прикладного творчества «Театр Моды»


ИМЕНИ С. А.ШМАКОВА

«Поэзия народного костюма».

Методическая разработка открытого занятия в объединении декоративно-прикладного творчества «Театр Моды»

Возраст учащихся: 10 - 14 лет

Год обучения

Продолжительность занятия: 1 ч. 30 мин.

Автор-составитель:

Педагог высшей квалификационной категории

Кирпичева Светлана Борисовна

Липецк – 2014

Конспект занятия

«ПОЭЗИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА»

1. Дата и время проведения:21. 11. 2014 года

 

2. Место проведения: МБОУ ДОД ДДТ «Городской» им. С.А.Шмакова, кабинет декоративно прикладного творчества №33

 

3. Характеристика аудитории: группа 2-го года обучения, по списку -10 человек, возраст 12-13 лет.

 

4. Оборудование: рабочие столы, экран и проектор, магнитофон, материалы для работы, инструменты, наглядные пособия (куклы), уголок, стилизованный под старину: скамья, прялка, дерюжка, на скамье девушка в русском сарафане.

 

 

Цель занятия: духовно-нравственное воспитание детей на основе знакомства с народным костюмом нашего края 18 века, бытом и обычаями простого русского народа.

 

 

Задачи:

· познакомить с элементами женского русского народного костюма;

· познакомить с традициями и фольклором русского народа;

· развивать индивидуальные творческие способности, воображение и фантазию;

· развивать навыки самоконтроля и саморегуляции;

· обогащать чувственные впечатления детей в процессе творческого самовыражения.


Ход занятия:

Вступление.

Педагог:Здравствуйте, ребята! Наше занятие мне хочется начать стихами Андрея Вознесенского:

 

Есть на земле великий уголок,

Какой зовем мы Родиною малой,

Здесь и начало всех твоих дорог,

И после странствий тихие причалы.

Здесь отчий дом и корень родовой,

И сад в цвету, и поле в ранней дымке…

Взрослея, с каждым годом мы по иному смотрим на жизнь, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? И как отдыхали? Что радовало их и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагог:целый цикл занятий мы посвятили знакомству с обрядами и обычаями русского народа. На одном из занятий мы знакомились с обрядовыми куклами. Вспомните, пожалуйста, вот эту куклу. Как она называется? Какая смысловая информация в ней заложена?

(Педагог показывает «куклу – перевертыш» или «девка-баба». Одна часть куклы выполнена в ярких тонах: светлая расшитая кофта, яркая лента в косе, бусы, но лишь только перевернешь её, она становилась женщиной: в темной юбке, волосы подобраны под косынку и никаких украшений. Мать делала такую куклу дочери по исполнении 13 лет в назидание, что пройдет пора беспечности, придется стать матерью, женой и хозяйкой в доме).

В старину крестьянских девушек отдавали замуж рано, к 13-15 годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, проявляя фантазию, мастерство в вышивке, ткачестве, плетении кружев. В приданое входило…(рассказывают дети). Помните, в «Дуняшином сарафане» (занятие по свадебному обряду)?

Дети:

Вот рубахи свекрови и свекру

Рубахи исподние, банные, праздничные!

Дуняша сама вышивала,

Рученьки белы колола,

горючи слезоньки проливала.

Ох и ранешенько вставала!

Ох и тонешенько напряла!

Ох и белешенько белила,

Чтобы всех бояр оделила!

 

 

Педагог:Очень трудно представить и понять как это в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях, теперь они кажутся нам почти невероятными – создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное – русский народный костюм».

(Звучит нежная русская мелодия. Входит девушка в русском сарафане.

Она проходит по домотканой дорожке и усаживается на скамью.)

 

Из тесной, низкой избы, где люди ютились вместе с теленком, ягнятами и курами, выходила молодушка в красном сарафане с яркой вышивкой, в белоснежной, расшитой узорами рубахе. Она шла легкой красивой поступью сильного ловкого человека и, как все женщины в мире чувствовала себя в праздничном наряде самой красивой и радовалась этому. И опять, вспомните, как о Дуняше любовно говорили подруженьки?

А как наша Дуняша хороша!

Как пригожа!

Походка павиная,

Речь тихая, лебединая!

 

Педагог:Костюм Дуняши конечно сценический, но позволяет нам передать красоту и настроение русской девушки на выданье. А, если быть точнее, сарафан на Липецкой земле не бытовал. Носили наши предки: девушки, женщины, а затем и бабушки – поневы. Но об этом немного позже.

Я не оговорилась, сказав Липецкая земля. Сегодня мы говорим о тех далеких временах, когда не было еще Липецкой области. Как вы знаете, Липецкая область была сформирована в 1954 году. И если заглянуть в историю, начиная с 16 века, на Земле Липецкой активно шли миграционные процессы: добровольные или насильственные. В начале 18 века Липецкий край являлся окраинными землями шести различных губерний:

· Тамбовской;

· Рязанской;

· Орловской;

· Тульской;

· Воронежской;

· Курской;

Основу населения Липецкого края составляло тогда крестьянское сословие

сейчас я вам покажу костюм крестьянки, которая жила в Липецке более 100 лет назад. Это повседневный костюм пожилой женщины. Он не отличается яркостью, очень прост по крою. Обратите внимание на платок, он сшит вручную, концы его обработаны ручным шитьем.

(Дети рассматривают костюм)

Педагог:как бы ни была тяжела, неприглядна в прошлом жизнь русской крестьянки, её искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием, неповторимым чувством красоты, великим даром композиции, которому могли бы позавидовать художники многих времен.

 

(на экране появляются девушки в различных русских народных костюмах)

Педагог:а сейчас снова вернемся к истории. Кто из вас помнит, какие либо события, повлекшие переселение народов в центральную Россию?

 

(Дети рассказывают)

ИМЕНИ С. А.ШМАКОВА

«Поэзия народного костюма».

Методическая разработка открытого занятия в объединении декоративно-прикладного творчества «Театр Моды»

Возраст учащихся: 10 - 14 лет

Год обучения



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.