Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции социальных институтов(по презентации)


I. середина 19 века.

О. Конт, выделили науку как самостоятельную науку, изучающую простейшие связи в обществе. Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты). Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.

Герберт Спенсер, он связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Отдельные части общества становятся более сложными и специализированными, и они не могут функционировать друг без друга. Ему принадлежит идея социальной эволюции.

Карл Маркс. На развитие общества большое влияние оказывает экономически фактор. Каждая формация определяет взаимодействие экономического базиса (производственные силы, производственные отношения). Переход от одной формации к другой происходит революционным путем.

Причины революции:

Невозможность для производственных сил развиваться в рамках старых производственных отношений.

II. 2 половина 19 века.

Позитивизм (продолжатели Конта и Спенсера). Главная идея – общество

развивается эволюционным путем.

Существуют различные направления:

1. географическая школа. Главный фактор развития общества –

географическая среда (климат, водные ресурсы, ландшафт).

2. Демографическая школа. Главный фактор – рос народонаселения.

3. Расовая школа. Развитие и прогресс общества несут высшие расы.

4. Социальный Дарвинизм. Источником общественного развития является

борьба за существование.

5. Психологическая социология.

Габриель Лебон – понятие толпы. Габриель Тард – теория подражания, теория коллективной психологии. Чарльз Кулин – изучил множественное взаимодействие.

На рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и эмпирической социологии.

В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра социологии.

III. начало 20 века.

Фердинанд Теннис (немец) «общество – это сложный много уровневый механизм со множеством связей. Оно является внешним по отношению к индивидуальному».

Вывод: основной регулирующий механизм в обществе – это мораль. Основная деятельность общества – воспитание.

Макс Вебер.

Понимающая социология: «необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение».

Эмиль Дюркейм.

«Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».

IV. середина 20 века.

Структурный функционализм.

Социальный объект рассматривается в качестве целого, а затем разбивается на части, выявляется зависимость между этими частями и частями и целым.

Теория социальных конфликтов (Маркс)

Теория социально-психологического направления (ролевая теория личности)

V. 90 годы 20 века.

1. Гуманистическая социология (необходимо участвовать в изменении общества).

2. Феминистическая – основное внимание к вопросу полового развития, социальной роли мужчин и женщин, и защиты прав женщин.

 

3. Общество и социальная система. Виды социальных систем. Исторические типы обществ. Теории и концепции общества

Понятие общества в широком смысле - исторически сложившиеся формы совместной жизни людей, существующие в качестве совокупности социальных институтов, организаций и социальных групп, основанных на социальном взаимодействии и коммуникации людей. В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы.

Признаки общества:

• Связь между людьми, взаимодействие и коммуникация

• Упорядоченность отношений в противоположность хаосу

• Целеустремленность

• Взаимозависимость и взаимное влияние частей

• Продолжительность существования: дольше жизни человека, связь между поколениями. Но общества не вечны,

• Наличие окружающей среды и границы с ней средой.

• Самодостаточность

• Неоднородность

Типы обществ.

По средствам коммуникации: дописьменные, с письменностью, общества, основанные на Средствах Массовой Коммуникации (СМК).

По степени функциональной дифференциации: простые, сложные.

По уровню культуры: примитивное общество (индейцы Амазонии и т.п.), общество с развитой культурой (Непал, Бали – около 30 обществ), современное общество (модерн).

По способу производства: 5 общественно-экономических формаций (марксизм): первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая

Интегральная типология (Д. Белл): доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная стадии.

1. Доиндустриальное общество — это общество, в котором экономика и культура зиждятся на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и соответственно ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное дело). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: 1) примитивные первобытные общества и 2) появляющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» общества. Люди ведут общинно-племенной образ жизни, который при большом разнообразии локальных особенностей отличается одинаковостью основных принципов социальной организации. В обществах второго, более позднего подтипа возникает государственность, но и при ней нередко общинно-племенной образ жизни сохраняется. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в культуре занимает религия (на ранних стадиях — мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в до-индустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Доиндустриальное общество — это аграрное общество.

2. Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля.

3. Постиндустриальное общество - возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Открытия в области генетики и химии, а также усовершенствование техники и технологии растениеводства и животноводства ведут к «зеленой революции», резко увеличивающей продуктивность сельского хозяйства. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд.

Общество - самодостаточная функциональная система (Луман, Спенсер, Парсонс).

Общество - это социальные отношения, обычно конфликтные(Марксизм).

Обществопонимается как культура и жизненный мир(Линия Дюркгейма, Парсонса, Хабермаса).

Нет понятия общества, оно заменяется понятием социального действия (Вебер, Зиммель).

Социальные системы - особый тип систем наряду с механическими, биологическими, психическими. Они представляют собой смысловые системы социального взаимодействия и коммуникации.


На микроуровне

1. Социальное взаимодействие (система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов)

- Первичные, вторичные (идеологические, религиозные, нравственные)

- По количеству участников: взаимодействие двух людей; одого человека и группы людей; между двумя группами

- Разнонациональные

- Между людьми разного достатка, и т. д.

2. Социальные группы(объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами)

На макроуровне

• Организация

• Общество

 

 

4. Понятие социальной структура и функции. Функциональный анализ в социологии. Теоретическое содержание работы Р. Мертона «Явные и латентные функции»

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.

Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии.

При структурном подходе сложный объект (общество, его состояние, социальный институт или процесс) задается аналитическим вычленением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Функциональный подход выясняет связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования. В результате получается разветвленная типология связей частей друг с другом и с целым, выясняются возможные и невозможные состояния системы, допустимые сочетания элементов в ней, определяются наборы функций как способов поведения, присущих данному системному объекту при условии сохранения его структурной целостности, и т. п.

Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого социального процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами».

Понятие структуры (у Парсонса) охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением.

Социальную структуру Мертонкак «организованную совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества или группы».

Ранние структурные функционалисты в основном почти всецело посвящали себя рассмотрению функций одной социальной структуры или института относи­тельно другой. При этом, как считает Мертон, они нередко смешивали субъек­тивные мотивы индивидов с функциями структур или институтов. Структурный функционалист должен помещать в центр своего внимания скорее социальные функции, а не индивидуальные мотивы.

Мертон также выдвинул понятие нонфункций, которые определял как послед­ствия, которые не относятся к рассматриваемой системе. Сюда могут относиться социальные формы, «выжившие» с более ранних исторических времен. Хотя в прошлом они могли иметь положительные или отрицательные последствия, на современное общество они не оказывают значительного влияния.

Уточнил понятие «функция» в контексте разных исследовательских процедур Р. Мертон. Он же способствовал более гибкому и операциональному его использованию.

Мертон утверждал, что любой объект, который может подлежать структурно-функциональному анализу, должен «представлять собой стандартизированное т. е. шаблонное и повторяющееся явле­ние». Под ними он понимал «социальные роли, институцио­нальные модели, социальные процессы, культурные образцы, обусловленные куль­турой эмоции, социальные нормы, групповую организацию, социальную структуру средства социального контроля и т. д.».

Теоретическое содержание работы Мертона «Явные и Латентные функции»:

  • Мертон различает пять значений термина «функция», которые не относятся к социологии. Функция в социологии – системные элементы, рассматриваемые с точки зрения того, какой вклад они вносят в сохранение общественной системы.
  • Мертон выделил основные постулаты функционального анализа. Во-первых, стандартизованные социальные деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; во-вторых, все они выполняют социальные функции; в-третьих, они являются необходимыми.
  • Общество – высокоинтегрированная система и потеря одного элемента приведет к разрушению всей системы.
  • Значение тех или иных институтов для сохранения общества различно
  • В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других.
  • Функция должна рассматриваться и как положительный, и как отрицательный вклад.
  • Какие-то институты могут не выполнять функции вообще.
  • Не обязательно, чтоб один институт влиял на целую систему, может влиять только на ее часть.
  • Существуют преднамеренные и непреднамеренные последствия действий институов: то есть, есть явные и латентные функции (то, ради чего институт создавался и то, какую функцию подспудно выполняет).

 

5. Понятие культуры в социологии. Социокультурные ценности. Материалистические и постматериалистические ценности

Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.

Концепция культуры превратилась в 1980—1990-е гг. в центральный организующий момент многих социологических исследований и построений.

Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:

1. материальные:

a) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п.

b) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;

2. нематериальные: нормы, институты, ценности, убеждения

Понятие культуры в социологии, ее роли, места в жизни людей имеет разные направленности по двум течениям. Первый подход по этому вопросу – эволюционистский (Иоганн Готфрид Гердер). В нем культура рассматривается как решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо. Второй подход – критичный. Он толкует культуру как особое средство закабаления человека и поступательного превращения его в орудие сил, враждебных человеку.

Ведущие социологи рассматривали понятие культуры следующим образом. Жан Жак Руссо считал, что жизнь на лоне природы является единственно правильной, а культура ее извращает. Фридрих Ницше писал, что человек по сути некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил.

Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою судьбу, которая заканчивается развитием цивилизации. Фердинанд Теннис вывел теорию невозможности противопоставления культуры и цивилизации. Хосе Ортега-и-Гассет является автором традиции культурного пессимизма, что означает, что человек является элементом массы и его поведение стадно. Кризис современной цивилизации связан с массовизацией культуры.

Русские исследователи культуры интерпретировали понятие культуры в социологии двойственно. С одной стороны, развивалась традиция эволюционной теории, по которой прогресс общества определяется развитием культуры), а с другой – критика.

Социокультурные ценности — это не только нравственные ориентиры для людей, но и мерило гуманности и цивилизованности общества, членами которого являются эти люди. Общество без выверенной во всех отношениях системы позитивных социокультурных ценностей, обречено на стагнацию, потерю своей былой мощи. Такое общество характеризует разобщенность между его членами, оно лишено единых, базовых ценностных установок.

Разумеется, в формировании в сознании людей социокультурных ценностей проявляется не только стихийность, в этом процессе в той или иной мере, в том или ином направлении осуществляется и осознанная деятельность со стороны государственных институтов. Однако данный вопрос мало изучен во всей полноте. Ведущиеся в этом направлении теоретические исследования нередко имеют фрагментарный характер без уяснения связей между результатами культурного формирования личности и теми социально-экономическими и политическими условиями, в которых происходит формирование личности.

Вопрос ценностей в современном мире приобретает все большую актуальность. Согласно теории Рональда Инглгарта, президента Ассоциации всемирного исследования ценностей, в ментальности людей в развитых странах (прежде всего в США) произошли революционные, радикальные изменения, связанные с ростом уровня и качества жизни. Он проверял свою теорию эмпирически по всему миру. Оказалось, что в бедных странах распространены материалистические ценности (прежде всего экономическая и физическая безопасность и социальный комфорт). А в богатых, где экономическая и физическая безопасность гарантированы, внимание людей переключается на другие факторы: качество жизни, самореализацию, участие в политических, общественных, экологических движениях. То есть в развитых странах больше ориентируются на постматериалистические ценности. Молодежь, которая смотрит в будущее, прежде всего на них и сосредоточена. Исследователь выдвинул оптимистичную идею: возрастает богатство страны — материалистические ценности заменяются постматериалистическими, более гуманитарными.

 

6. Социальные институты и организации. Функции важнейших социальных институтов. Теории возникновения и изменения институтов

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

 

  • экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;
  • политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
  • институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
  • институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;
  • институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

 

Социальная организация- это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные. величины инвестиционных рисков.

 

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч

 

 

Иерархия потребностей

• На низшем уровне — витальные потребности;

• далее — потребность включения в ближайшее социальное (напр., в семью) окружение;

• затем — включенность в различные социальные группы;

• наконец — включенность в социальную систему (общество).

Структура условий ситуации

Условия ситуации, в которых реализуются потребности личности, образуют иерархию по степени стабильности.

• Низший уровень — наименее устойчивые, постоянно меняющиеся предметные ситуации.

• Средний уровень — условия группового общения, которые длительное время не меняются (семья, студенческая группа, трудовой коллектив)

• Общие условия общественной жизни — экономические, политические, культурные являются наиболее стабильными (в стабильном обществе)

 

Чтобы понять реальное, подверженное влиянию всякого рода иррациональностей, действование как «отклонение» от его протекания, ожидаемого при чисто рациональном поведении, используются «идеальные типы».

Каждый артефакт, например “машина”, может быть истолкован и понят только исходя из того смысла, который действующий человек связывает с его изготовлением и применением; без этого соотнесения назначение такого артефакта остается совершенно непонятным. Пониманию в данном случае доступна только его соотнесенность с действиями человека, который видит в нем либо “средство”, либо цель и ориентирует на это свое поведение. Чуждыми смыслу остаются все процессы или явления лишенные предполагаемого смыслового содержания. Понимание может быть: 1) актуальным пониманием предполагаемого смысла некоторого действия; 2) объясняющим понимание, соответственно с мотивацией, смыслом, которые человек вкладывает в то, что он сделал именно теперь и в данной связи. Т.о. для науки, которая занимается смыслом действования, объяснение означает именно постижение смысловой связи, к которой принадлежит, по своему субъективно предполагаемому смыслу, некоторое актуально понятное действование. Во всех случаях «понимание» означает истолковывающее постижение смысла: 1) который реально предполагался в отдельном случае; 2) предполагается в среднем и приблизительно; 3)применительно к чистому (идеальному) типу некоторого часто повторяющегося явления, который подлежит научному конструированию.

Мотивом называется смысловая связь, которую сам действующий или наблюдатель считает осмысленным «основанием» поведения. Процессы, которые, будучи непонятными, не называются «социологическими фактами» не становятся из-за этого менее важными, но занимают совершенно иное место.

 

9. «Логические» и «нелогические» действия в социологической теории В. Парето.

Вильфредо Парето (15 июля 1848, Париж — 20 августа 1923, Швейцария) – итальянский инженер, экономист и социолог.

Парето стремился разоблачить социальные идеалы. Несмотря на то, что он, как и Дюркгейм, считал идеалы реальной действующей силой, Парето не верил ни в один из них. Он считал их лишь теориями, «мифами».

Философская антропология Парето направлена против рационалистической модели человека, основанной на представлении о том, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует согласно тому, что он задумал. С точки зрения Парето, человек сначала действует, а затем придумывает обоснования своим уже совершенным действиям, рационализирует свои поступки.

Парето, как и Фрейд, рассматривал человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, импульсами.

Основу теории социального поведения у Парето составляет разделе­ние человеческих действий на логические и нелогические.

Основанием различения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте.

«...Мы будем называть «логическими дей­ствиями» операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т. е. действия, имеющие смысл субъективно и объективно. Другие действия будут называться «нелогическими», что не означает «противоречащие логике»».

Действия подразделяются на четыре рода:

1) нелогичные субъективно и объективно (средства не увязаны с целью ни в реальности, ни в сознании, не дают никакого результата, который можно было назвать логически связанным с ними)

2) нелогичные объективно, но логичные субъективно (поступок логически не связан с результатом, к которому он приводит, но субъект неправильно полагает, будто используемые им средства по своей природе таковы, что приводят к желанной цели. Например, жертвоприношения Богу, когда они желают вызвать дождь, и убежденных в том, что их молитвы оказывают влияние на погоду)

3) логичные объективно, но нелогичные субъективно (поступки, вызывающие результат, логически связанный с использованными средствами, но при этом субъект не осознаёт отношения «средства - цель». Например, рефлекторные действия: мы закрываем веко в тот момент, когда в мой глаз может попасть пыль, объективно мы совершаем логический поступок, а субъективно - нет)

4) логичные объективно и субъективно (поступки, результат которых логически связан с использованными средствами, но иногда субъект проводит иную связь между средствами и целями, так что объективная последовательность не всегда соответствует субъективной)

Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические дей­ствия и экономика.

Логические действия довольно редки; в социальной жизни преобладают нелогические действия. Логические действия основаны на рас­суждении, нелогические - на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуж­дение. Его роль в нелогических действиях состоит в «логизации», т. е. в рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели служат многооб­разные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зави­сит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве.

«Чувства» (в это понятие Парето включал также мнения, установки, стереотипы, предрассудки и т. п.) играют чрезвычайно важную роль в социологической сис­теме Парето. С его точки зрения, они составляют глубинную основу че­ловеческих действий. Наряду с такими понятиями, как «инстинкты», «ин­тересы», «аппетиты», «вкусы», они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональным сторонам человеческой природы.

Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе не­уловимы: это своего рода «вещи в себе». Их можно постигнуть только через определенные внешние про­явления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных».

«Осадки» и «производные»

Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный («осадок») и изменчи­вый («производное») элементы.

Будучи нелогичными, осадки - это проявления базовых человеческих чувств и инстинк­тов. Но не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они яв­ляются именно элементами «теорий».

Парето делит «осадки» на шесть классов, которые в свою очередь делятся на ряд подклассов.

I класс Инстинкт комбинаций (воплощает тен­денцию к социальному изменению)

II класс Настойчивость в сохранении агрегатов (выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм)

III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов

IV класс. Осадки, связанные с социальностью

V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит

VI класс. Сексуальный осадок

«Осадки» одного общества, как правило, существенно отличаются от «осадков» другого. Они незначительно изменяются в пределах от­дельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различ­ных слоев внутри каждого общества весьма изменчиво.

«Осадки» — это постоянный, устойчивый элемент в «теориях», «ло­гизирующих» нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», бу­дучи их непосредственным проявлением.

«Производные», согласно Парето, составляют из­менчивый и поверхностный слой «теорий». «Производные» базируются на «осадках» и через них - на «чувствах», в которых они черпают свою силу. «Производные» удовлетворяют потребность человека в логике или псевдологике. Они могут делать «осадки» более или менее интенсивными, уси­ливать или ослаблять их.

Социологическое ис­следование «производных» направлено на то, чтобы выявить, какие логические или псевдо-логические средства используют одни люди для того, чтобы ув­лечь за собой других. Исходя из этого, Парето делит «производные» на четыре класса.

Первый класс - это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания.

Второй класс «производных» содержит в себе аргументы и рассуж­дения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая), ко­торый делает их эффективными независимо от их логической ценности.

В третьем классе «производных» «доказательство» основано на апел­ляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным ин­тересам, юридическим принципам, метафизи­ческим сущностям или воле сверхъестественных существ.

Четвертый класс «производных» черпает силу убеждения в «вер­бальных доказательствах» (тех, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью»).

Можно сделать вывод, что в целом «производные» в трактовке Парето выполняют две противоположные функции по отношению к опре­деленным «осадкам» и соответствующим им «чувствам»:

· во-первых, они обнаруживают и выражают эти «осадки» и «чувства»,

· во-вторых, они их скрывают, камуфлируют.

В зависимости от ситуации на первый план может выступать либо одна, либо другая функция.

Отношение Парето как социолога к «производным» двойственно. С од­ной стороны, он постоянно критикует, разоблачает их, иронизирует над ними, демонстрируя их несостоятельность с логико-экспериментальной точки зрения. С другой стороны, он подчеркивает, что иными они и не могут и не должны быть, так как именно их нелогичность и определяет в значительной мере их социальную эффективность.

Такое отношение - естественное следствие его методологии, согласно которой одно и то же учение может быть отброшено с эксперименталь­ной точки зрения и принято с точки зрения социальной полезности.

 

10. Социальная роль, нормы и социальный контроль

Социальная роль.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е годы ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином или ином обществе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариативный.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером может служить конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны бать не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

 

Социальные нормы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь “естественными”, либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится “норма”, “нормальны” же отклонения от нее.

Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную пр



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.