Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционализм. Функциональная система AGIL


 

Всякая система своего сохранения должна выполнять следующие функции :

 

A adaptation (адаптация) - приспособление к условиям окружающей среды, в том числе ее изменение.

G goal attainment (достижение цели) - система должна быть способна ставить и достигать некоторые целей.

I integration (интеграция) - система должна обеспечить солидарность своих элементов.

L latent pattern maintenance (скрытое сохранение структуры). Пример - одноклассники.

 

 

13. Основы теории социальной системы Лумана (по работам «Для чего необходима системная теория» и «Понятие общества»)

"Понятие общества"

Данная теория берёт своё начало из идей Парсонсона. Общество – и объект и субъект. Как изучать общество, если ты сам его часть? Развитие в биологии подтолкнули к формированию закрытых, аутопоэтических системы. Луман видит в этом шанс решить проблему.

Если рассматривать общество как закрытую аутопоэтическую систему, без окружающей среды, то на основе чего происходит воспроизводство? Из элементов. Но в то же время человек общается с окружающей средой. Значит это не элемент. Элемент должен быть самодостаточным, следовательно, элемент – общество, закрытая система коммуникаций.

Коммуникация – информация, сообщение, понимание. Важное понятие для рассмотрение общества: бинарная система (система, состоящая из двух взаимодействующих элементов)? Да и нет. Если нет то и общества без неё нет. Система закрытая, она не соприкасается с окружающей средой – но есть «структурная перегородка». Язык – «структурное соединение» со средой. Только из среды в систему, не наоборот. Когда система «переварила» полученную информацию – тогда она влияет. Но при этом система остаётся самодостаточной.

"Для чего необходима системная теория"

Как описывать саму себя? Остальные теории ограничены, а системная вполне в состоянии описать саму себя. Существует 2 взгляда на тему объективности:

1.объективисты – объективная реальность есть, просто нужно хорошо её проанализировать. (а как устранить чувства и мнения?)

2. субъективисты – объективности нет! В человеке куча примесей.

3.Решение Лумана: Не решил данного вопроса, но выдвинул теорию. Любое наблюдение – наблюдение наблюдателя, нужно описать и себя и границы. (Я в закрытой системе. Что «там»? не известно. Но как только я узнал, значит это уже моя система. А что тогда вне? Необходимо поставить себя на место «вне».)

Критика

В социологической дискуссии высказываются следующие критические положения в адрес теории Н. Лумана:

• Она слишком абстрактна

• Гипертрофирует процессуальность социальной жизни

• Страдает недостатком саморефлексии и понятийной нестрогостью

• Невозможностью эмпирической проверки

• Слишком сложна, ее можно было бы изложить проще

 

Согласно Н. Луману, коммуникация является эмерджентным единством, в котором осуществляются и сводятся воедино тройная селекция, а именно селекция: информации, сообщения и понимания.

Информация передается в условиях многомерной селективности.

Социальные системы являются особым типом систем наряду с механическими, биологическими, психическими и представляют собой смысловые системы социального взаимодействия и коммуникации. Общество является сложной социальной системой.

Луман определяет общество как всеобъемлющую систему всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойэтически в совокупности всех коммуникаций.

В социологической дискуссии высказываются следующие критические положения в адрес теории Н. Лумана:

  • Она слишком абстрактна,
  • Гипертрофирует процессуальность социальной жизни,
  • Страдает недостатком саморефлексии,
  • Понятийной не строгостью.

 

 

По работе «понятие общества».

Луман - ученик Парсонса. как и Парсонс, что-то взял от нейробиологов. У Лумана система незамкнутая, представляет не круг, а скорее линию-границу. Что менее комплексно, то система. Это процесс, который постоянно происходит, разграничения между системой и окружающей средой. Меньшая сложность отграничивается от большей. Система ребенка 2-х лет будет включать то, что он представляет под системой - родителей, подъезд, садик и тп. Окружающей средой будет все то, что существует, но о существовании которой он не подозревал - зоопарк, в которой он не бывал и тп. Это не по Луману, это то, как он представляет систему. Система - постоянно воспроизводящийся процесс. Хотя аналогия с ребенком - это просто аналогия. У Лумана элементами системы являются не люди, он исключает людей. У него элементами системы являются коммуникации, которые отграничиваются от человека. Человек только носитель коммуникации. Социальная система - система всех коммуникаций, отграничиет от всех - язык. Коммуникации не нужна окружающая среда. Эти системы оперативно закрытие. Чтобы воспроизводить себя, ему нужна только она, окружающая среда не нужна. Язык - посредник между окружающей средой и всей коммуникацией. Нетрадиционное понятие коммуникации. (традиционное - передача информации, получатель, отправитель, передатчик сообщения и тп). А у Лумана единство отправителя и получателя. Получается не поэтапность, а целостность. Луман уводит от нормативности: норм, ценностей, оценок. Ему важен сам процесс, который будет заключатся даже не В передаче коммуникации. Это механизм настройки, согласования разных элементов между собой. 31 декабря люди по всей стране поднимут бокалы - они не передадут информацию, но они будут коммуницировать. Пока есть процесс коммуникации, можно говорить об обществе. Коммуникация - процесс согласования элементов между собой. Ситуация двойной контингенции решается не так, как у Парсонса. Ответ будет продолжать процесс коммуникации. Поэтому коммуникация - это процесс отграничения. Нормативность выходит за рамки. Сообщения не нейтральны. Нормы к воспроизводству социального отношения не имеют. Важно содержание сообщения. Социолог должен смотреть способы, чтобы коммуникация не провалилась. Язык - средство и культурное соединение. Их Взаимодействие неоднозначно. Коммуникация порождает сама коммуникация. Но мы не можем исключать воздействия окружающей среды на систему. А вот система на окр среду не воздействует. Система не может проникнуть в систему, а окр среда проникает через язык.

Терминология.

Контингентномть - возможность быть по-другому, зависимость от условий, обстоятельств

Энтропия - неоеделенность.

Негэнтропия - негативная энтропия.

Эмерджентный - внезапно появляющейся, возникающей. Когда целое больше суммы его частей.

Самореференция - самоописание

Аутопойэсис - самопроизводство социальной системы

Система - форма различения системы и окружающей среды. Открытие, закрытие и структурные соединения между открытыми и закрытыми

Автология - сам за себя говорящий

Автаркия - самодостаточность

Тагерентность - согласованное протекание процессов в пространстве.

 

Достижимо ли в социологии объективное знание?

Если общество - это самоописывающейся объект. Объективное знание было бы, если б был объективный наблюдатель. А его нет, поэтому объект и предмет соуиологии совпадает. Мы изучаем систему коммуникации посредством этой же системы коммуникации. Объективность была бы достижи при внешней референции, а не в самореференции.

 

14. Основы марксистской социальной философии. Законы и категории материалистической диалектики, основные понятия исторического материализма

Марксистская социальная философия появился как реакция на первичную модернизацию общества (переход от аграрного к индустриальному). Проблему представляли собой несбывшиеся идеалы французской революции. Кроме того, своеобразной мотивацией послужили неудачи революции 1848-1849 гг., Парижская коммуна 1871 года и обоснование неизбежности гибели капитализма с помощью науки.

Идейными источниками марксистской социальной философии являются, в первую очередь, немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля в частности), материалистическая философия (антропология Фейербаха), французский утопический социализм (особенно Фурье), английская классическая политэкономия (трудовая теория стоимости Смита), а также теория эволюции Дарвина.

Основными трудами можно назвать «Капитал» К.Маркса (1867), «Диалектика природы» Ф.Энгельса (1873-1882) и Манифест Коммунистической партии 1848 года.

Это общая теория общественного развития, следовательно, предметом является общественное развитие. Диалектика – это метод познания и форма существования реальности. По Гегелю, диалектика - переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя.

Материалистическая диалектика – совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материалистических и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем. Марксистская социальная философия – теория высокого уровня абстракции.

Законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания (со временем развитие приводит к гомологии форм)

Категории диалектики:

· Основание и основанное

· Форма и содержание

· Необходимость и случайность

· Причина и следствие

· Количество и качество

· Сущность и явление (от него отказываются сейчас)

Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие происходит путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде.

Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

Предельная основа (базис) общества — материальное производство (совокупность производительных сил и производственных отношений). Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.

Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил (совокупность труда, техники и человека с его навыками).

· Труд – основа человеческой жизни, благодаря ему люди выживают. Это процесс между человеком и природой. В процессе труда складываются производственные отношения между людьми и, как следствие, общественная жизнь.

· Производительные силы и производственные отношения. Производительные силы определяют производственные отношения, следовательно, определяют и экономическую, культурную, духовные сферы. Совокупность всего этого и является общественно-экономической формацией(тип общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). То есть способ производства лежит в основе каждой общественно-экономической формации.

 

 

15. Понятие традиционной и критической теории общества.

Критическая теория общества франкфуртской школы.

 

Понятие франкфуртской школы

1937 Институт социальных исследований в г. Франкфурт на Майне

1938-1949 Эмиграция в США

1949 – возвращение в ФРГ

Первое поколение

Теодор Адорно 1903-1969

Макс Хоркхаймер 1895-1973

Эрих Фромм 1900—1980

Герберт Маркузе 1898-1979

Второе поколение

Юрген Хабермас *1929 -

• Структурные изменения общественности (1962)

• Проблемы легитимации позднего капитализма

• Теория коммуникативного действия

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.