Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивистская социология О. Конта.


 

Огюст Конт (1798-1857) ввел в научный оборот термин социоло­гия. Конт обосновал необходимость и возможность появления новой науки. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На теологической стадии человек объясняет явления на основе религиозных пред­ставлений и суеверий, основываясь на понятии сверхъестественного. На метафизической стадии человек пытается объяснить явления на основе абстрактных понятий, причин. На этой стадии разрушаются прежние представления, и подготавливается основа пози­тивной - научной стадии. На этой последней стадии человек переходит к научным наблюдениям за явлениями и изменениями в окружающем мире, анализу результатов этих наблюдений, установлению взаимосвязей между явлениями и на этой основе законов развития природы, общества и человека.

Другая предпосылка выделения социологии в самостоятельную науку по О. Конту связана с от­крытием им законов разделения и кооперации труда, согласно которому появляются профессиональные и социальные группы. По мнению О. Конта социология призвана способствовать разрешению противоречии и установ­лению солидарности и согласия в обществе.

Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и «теологии». По Конту, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпи­рическому наблюдению. Конт настаивал на иссле­довании взаимосвязей фактов, их функционирова­ния в рамках больших целостностей, больших сис­тем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Социологическая теория Конта со­стоит из двух частей: «социальной статики» и «со­циальной динамики». Основной интерес француз­ского мыслителя направлен на социальную динамику.

Первичный фактор социальной динамики ду­ховное, умственное развитие. К вторичным – О.Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обуслов­ливающий разделение труда и развитие интеллек­туальных и моральных черт человека.

Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена на создание «позитивной социаль­ной науки», столь же доказательной и общезначи­мой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблю­дения, сравнения, эксперимента, точного измере­ния. Позитивисты рассматривали общество как эволюционирующий социальный организм, зако­ны которого имели общность с природными.

Социологию Конта можно рассматривать, как по­пытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных мето­дов. Научное знание, со­гласно представлениям О. Конта и его предше­ственников - ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.), выступает в качестве единого целого. Единство всех наук раскрывает единство законов, контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изу­чением общества и его социальных процессов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для бу­дущей академической институционализации социо­логии как отдельной науки.

 

Классическая социология.

 

Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах во второй половине XVIII и первой половине XIX века (американские и французские буржуазные революции, промышленная революция в Западной Европе). Произошел цивилизованный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу. Началась эпоха интереса к социальному реформаторству, в котором многие общественные деятели стремились опереться на науку, изучающую функционирование и развитие общественного строя.

Формирующееся гражданское общество составило социальную основу возникновения социологии, а позитивистская школа – теоретическую.

Вторая половина XIX века в интеллектуальной истории Запада – время увлечения естествознанием и расцвета позитивистско – натуралистического мировоззрения. Под его влиянием развивалась социология. Широкое распространение получила эволюционная теория, опирающаяся на представление о единстве законов истории природы и человека и методов естественных и общественных наук.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации социологии был Герберт Спенсер (1820-1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм». Эволюция для английского социолога – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным факторам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Плодотворной была догадка и о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы равен совокупности прогрессирующей дифференциации их функций : чем более развит организм ,тем он более сложен.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие»,регулируемые путем жесткого контроля и принуждения , и общества «индустриальные»,где контроль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Взгляды Спенсера, чрезвычайно популярные в свое время, позже были отвергнуты наукой, а во второй половине XX в. Вновь наметился интерес к его теории. Спенсер оказался предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.