Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное неравенство и социальная структура общества


Выводы по первому вопросу

Социальная структура общества представляет собой совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы, организации и общности по поводу условий их жизнедеятельности. В социологии существует два основных подхода к пониманию социальной структуры общества: объективистский и субъективистский.

Изучение социальной структуры общества дает возможность понять, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация», которая означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

 

Выводы по второму вопросу

Социальная стратификация – центральная тема социологии, так как объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. Необходимо учитывать, что принадлежность к страте имеет субъективную (психологическая идентификация с определённым слоем) и объективную (социальное вхождение в определённый слой) составляющие.

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Это постоянно интересует людей. Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Вот и получается, что в человеческом обществе все стремятся наверх и никто – вниз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-методологические обобщения результатов исследования протекающего социального расслоения российского общества позволяют характеризовать их как социальную революцию в социологическом смысле, меняющую положение сложившихся социальных слоёв, порождающую интенсивные процессы стратообразования, формирующую социальную диспозицию на новых критериальных основаниях. Формирующуюся система неравенства становится не только источником социальной динамики, но и механизмом социокультурной консервации отношений нового типа.

Социокультурная специфика России не позволяет в полной мере использовать стандартный инструментарий западной социологии для изучения процессов общественного расслоения. Нестабильное институциональное и структурное состояние российского общества, а также уникальный характер протекающих в нем социальных процессов значительно снижают возможности количественного и в определённой мере качественного анализа стратификации и мобильности.

Изучение процессов стратификации и мобильности в российском обществе показывает, что маргинализация, социальный распад общностей и формирование новых социальных образований имеет специфический характер, обусловленный особой прочностью корпоративных связей и приоритетными ценностями неформальных контактов, лежащих в основе структурирования общества.

 

Литература:

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. М.: ИНФРА-М, 2002. – С.112-127, 201-274.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарики, 2002. – С.183-240.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2003. – С.233-281.

4. Кравченко А.И. Социология. М., 2004. – С.287-382.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.: Владос, 1995. –С. 95-104.

6. Основы социологии. Курс лекций под ред А.Г. Эфендиева. М.:Знание, 1993. С. 282-308.

5. Социология / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2005. – С.138-172.

 


[1] См. Ленин В.И. О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве. Соч. Т .20. с. 186

[2] См. Ленин В.И. Соч. Т. 39. С. 15

[3] Как живется-можется?//Вечерняя Рязань. № 45(1276) от 18.11.2010 г.

Социальное неравенство и социальная структура общества

Любое общество неоднородно, оно расчленено на различные социальные слои, группы, национальные общности. Это ведет в свою очередь к сложным и многогранным социальным отношениям.

Среди объективно обусловленных связей и отношений, которые складываются между относительно устойчивыми социальными общностями, группами выделяют - социально-экономические, политические, духовные отношения. Именно они обусловливает целостность и функционирование общества как единого социального организма.

Социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами. Социальная структура – это совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основными элементами социальной структуры являются:

- индивиды, имеющие статус и роль;

- объединения индивидов (социальные группы, слои, общности).

В социологии существует два основных подхода к пониманию социальной структуры общества:

Первый подход - объективистский (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия.

Второй подход - субъективистский, сторонники которого (А. Шюц, Дж. Г. Мид) сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности. Социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

В ходе лекции мы будем основываться преимущественно на объективистском понимании социальной структуры, согласно которому она представляет собой совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы, организации и общности по поводу условий их жизнедеятельности.

Нет никаких сомнений, что любое общество иерархично в силу различных факторов. Основным является неравенство людей. Неравенство многолико. Есть различия естественные (пол, возраст, внешние данные, национальность и др.). Например, красивая женщина всегда имеет преимущество по сравнению с остальными, ей многое прощается, а выполнение ее желаний становится для многих мужчин добровольной обязанностью. Однако главной человеческого общества является социальное неравенство, которое порождается социальными факторами: разделением труда, местом жительства (город, село), характером выполняемой социальной роли в обществе (государственный служащий, предприниматель, рабочий и т.п.). Социальная иерархия – условие, при котором люди имеют неравный доступ к таким благам, как деньги, власть, престиж. Обычно общество стремится сохранить социальное неравенство и видит в нём упорядоченное начало.

Причины социального неравенства в разных социологических перспективах трактуются по-разному. Так представители статусной теории считают, что неравенство вытекает из следующих условий:

а) способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, иметь знания и навыки, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом);

б) возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (происхождение, владение собственностью, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Представители марксистской теории считают, что те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере распределения материальных и духовных благ. Марксистская теория в основу неравенства людей ставит отношения собственности. Таким образом, главной чертой общества является социальное неравенство, которое порождено общественным разделением труда, укладом жизни, отношениями собственности, социальными ролями.

В социологии существуют различные подходы к анализу структуры современного общества: территориальный, институциональный, профессиональный, социально-статусный, социально-экономический, социокультурный. В соответствии с ними в качестве элементов социальной структуры общества могут рассматриваться: 1) социальные общности и группы; 2) жители города и деревни; 3) семья, религия, политика, образование и другие социальные институты; 4) организации, коллективы, профессиональные группы; 5) социальные слои (страты), сословия, касты; 6) социальные классы; 7) этнонациональные общности.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям:

а) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К.Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция);

в) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Первоначально иерархическая структура общества была очень жёсткой. К так называемому закрытому типу социального устройства общества относятся рабство, касты и сословия. К открытому – классы.

Сейчас формально все имеют равные права. Однако, общество, по-прежнему сохраняет свою иерархию. Хотя, профиль вертикального среза общества не является постоянным. Но рост богатства и власти не беспредельны. По Питириму Сорокину, есть точки насыщения, после которых нельзя двигаться без риска катастрофы. Либо общество проведёт реформы и перераспределение богатства, либо начнутся революции.

Ранее уже отмечалось, что в социологии существует целый ряд концепций социальной структуры общества. Одной из первых концепций, раскрывающих содержание социальной структуры, стало марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Согласно такому подходу социально-классовая структура общества представляет собой взаимодействие трех элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Единственным основанием вертикального рассмотрения общества является обладание собственностью. Отсюда различают два уровня структуры: класс собственников; класс, лишенный собственности.

Классом, по их мнению представителей, являются группы людей, различающиеся по пяти признакам:

1. По месту в системе производства.

2. По отношению к средствам производства.

3. По роли в общественной организации труда.

4. По способам получения и размерам дохода.

5. По возможности эксплуатировать труд других людей.

Этот экономический подход к классам был сформулирован и В.И. Лениным, который стал хрестоматийным в отечественной науке на протяжении почти 70 лет: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[2]

Именно борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксизм делит классы на основные (их существование непосредственно вытекает из господствующих в данной ОЭФ экономических отношений) и неосновные (остатки прежних классов или зарождающиеся новые). Неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоёв, лежащих внутри одного из основных классов.

ОСНОВНЫМИ классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.

НЕОСНОВНЫЕ - это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

В. Ленин выделяет следующие классы:

РАБОЧИЙ КЛАСС - наемные работники, не имеющие средства производства, живущие прежде всего за счет продажи своей рабочей силы. Этот класс является основной производительной силой индустриального общества.

КРЕСТЬЯНСТВО - как особый общественный класс формировалось в ходе разложения первобытнообщинного строя. В эпоху феодализма оно стало основным производительным класс, зависимым от феодала-землевладельца. Капитализм ведет к развитию двойственной природы у данного класса. Те крестьяне, которые не перешли в состав пролетариата либо буржуазии, теперь совмещают функции хозяина и работника в одном лице.

БУРЖУАЗИЯ - организует производство, определяет его цели, распоряжается полученной прибавочной стоимостью. Этот класс состоит из множества социальных слоев – от мелкой до крупной монополистической буржуазии. Последняя играет особую роль, влияя на внешнюю и внутреннюю политику государства.

ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ - социальный строй людей, профессионально занятых умственным (преимущественно высококвалифицированным) трудом.

Говоря о буржуазии и интеллигенции, мы употребили такое понятие как «социальный слой». Этот слой представляет собой промежуточную или переходную социальную общность, которая не обладает всеми признаками класса, но рассматривается как важный элемент социальной структуры общества. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (мелкая, городская и сельская, монополистическая и немонополистическая буржуазия, промышленный и сельский пролетариат, рабочая аристократия и т.д.) и межклассовыми (из истории «третье сословие», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе - городское мещанство, ремесленничество, в современном обществе - интеллигенция). В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Также помимо классов марксизм выделяет социальные слои (или прослойки) – промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства. Они могут быть либо внутриклассовыми (часть класса), либо межклассовыми.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы - это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и иные связи и отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы». ИНТЕРЕСЫ - это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознано или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положения других социальных групп. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных объединений жизненно важных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение.

Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам того или иного класса, вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

Социально-классовая структура российского общества строится на основе неравенства. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели. Профиль социальной стратификации в нашей стране крайне острый и это служит источником постоянной социальной напряженности, которая является генератором социального взрыва.

В современной социологии большинство учёных понимают класс в узком значении - как любую социальную группу, отличающуюся от других доходом, образованием, властью, престижем и т.д. Собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, но её значение постепенно снижается.

Социологи ведут поиск необходимых критериев, позволяющих построить вертикальную социальную структуру. Такие критерии выбираются достаточно произвольно. С их помощью социальную структуру общества представляют как совокупность трех классов: высший класс, средний и низший классы. Предлагается множество вариантов, но основных обычно только три: богатые; зажиточные; бедные.

Так в американском обществе выделяют:

1) очень богатые (состояние 2 млн. долларов и выше);

2) очень бедные (доход менее 6,5 тыс. дол. в год);

3) средние (от 60 до 80% населения).

Средний класс во многом появляется в XX веке. Он разводит богатых и бедных и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.

Удельный вес среднего класса в развитых странах составляет 60-70%. Занимая промежуточное положение, «средний класс» выполняет своеобразную роль между полюсами социальной иерархии, снимая ее противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, избегая при этом крайностей. Размывание среднего класса, происходящее в период экономических кризисов, чревато для общества серьезными социальными потрясениями.

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д. В данном аспекте (по вертикали) общество рассматривается в рамках теории социальной стратификации, впервые обоснванной П. Сорокиным.

Выводы по первому вопросу

Социальная структура общества представляет собой совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы, организации и общности по поводу условий их жизнедеятельности. В социологии существует два основных подхода к пониманию социальной структуры общества: объективистский и субъективистский.

Изучение социальной структуры общества дает возможность понять, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация», которая означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.