Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 5. Социологический анализ культуры.


Подходы к понятию «культура» в социологии.

Формы культуры.

Основные элементы культуры.

Культурная динамика.

 

 

Подходы к понятию «культура» в социологии.

 

Формирование личности происходит на базе приобщения индивида к культуре, усвоения им социального опыта предшествующих поколений, ценностных установок и норм, разделяемых «значимыми другими» и развития на этой основе собственной идентичности, «самости».

Слово «культура» использовалось древними римлянами для обозначения процесса возделывания земли. Со временем его стали применять по отношению к людям, отличавшимся начитанностью и изящными манерами.

Сегодня термином «культура» обозначают различные стороны деятельности людей: например, культура производства, политическая культура, управленческая культура, физическая культура. Каждое из этих понятий подразумевает особый стиль мышления, поведения и оценки происходящего. Культуру изучают многие науки (философия, культурология, искусствоведение и др.). Многозначность понимания культуры породила трудности, связанные с научным определением этого термина. В конце 70-х гг. XX века французский ученый А. Моль насчитал боле 250 определений культуры, сформулированных в рамках различных гуманитарных и социальных наук.

В широком смысле под культурой понимается все, что создано людьми. Это знания, умения, машины, технологи, формы государства, идеи, религиозные обряды. В узком смысле культура – это способ ценностного освоения действительности, взгляд на мир сквозь призму добра и зла, прекрасного и безобразного, счастья и любви. В этом смысле культура- только значения, которыми люди наделяют различные факты и явления.

В социологии культура рассматривается как важнейшее общественное явление, имеющее социальное происхождение и выражающееся в социальных отношениях между людьми, направленных на удовлетворение их потребностей в совместной деятельности, общении и взаимопонимании.

Российский социологический энциклопедический словарь представляет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определенный уровень исторического развития конкретного общества и человека.

Таким образом, культура в социологии представляет собой качественно определенную, социально обусловленную совокупность ценностей, смыслов, образов и форм взаимодействия индивидов, групп, организаций, как между собой, так и с окружающей средой, формируемую посредством совместной жизни, деятельности и общения людей.

Значение культуры в жизни общества определяется ее функциями:

 

· регуляции взаимоотношений в обществе на основе разделяемых нравственных и культурных ценностей, традиций, норм и обычаев, которые придают деятельности людей предсказуемый характер. Культура – это нормативная система, то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:

o информирует индивида о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено нежелательным;

o побуждает, мотивирует к поведению, одобряемому в данной группе, сообществе;

o налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потворствовать;

· интеграции людей в единую общность. Благодаря символическим феноменам культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возможна интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура –это скрепы, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляющиеся взаимоотношения. Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным организацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает одно общество от другого;

· основы социализации личности;

· обеспечения преемственности в развитии общества;

· мобилизации людей на достижение социальных целей.

 

 

Формы культуры.

В социологии культура изучается через систему ее форм и элементов. Длительная история становления и развития общества сформировала разнообразные культурные формы. Для их изучения выделяют различные основания. В зависимости от социальной роли различают доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Доминирующая культура – (нормативная или официальная) – это совокупность ценностей, норм, идей, знаний, культурных образцов, стандартов, которые отражают смысл конкретного общества, его специфику и служат реализации высших целей.

Как правило, доминирующая культура разделяется большинством членов общества. Но в любом обществе существуют различные социальные, демографические и профессиональные группы, каждая из которых создает собственную субкультуру.

Субкультура– это совокупность ценностей, норм, идей, отражающих специфику соответствующей социальной группы.

Молодежная, городская, национальная и другие субкультуры имеют свою специфику, отличаются ценностями и идеалами, традициями, обычаями, особенностями языка, правилами поведения.

В последние голы пристальное внимание исследователей приковано к молодежной субкультуре. Она характеризуется следующими особенностями:

· обособленность, отстраненность (демонстративная, эпатажная) от культурных ценностей и традиций старших поколений;

· проявление преимущественно в сфере досуга;

· преобладание потребления над творчеством;

· авангардность, устремленность в будущее, экстремальность;

· групповые стереотипы поведения, ярко проявляющиеся в неформальных молодежных объединениях;

· неоднородность молодежной субкультуры.

 

Кроме субкультуры в обществе существует контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и разрушает ее (например, культура преступных организаций, экстремистских политических движений, некоторых религиозных сект). Контркультура получает распространение в обществе со слабыми социальными институтами, в условиях экономических и политических кризисов и наносит ему непоправимый вред. Для ее нейтрализации используется весь арсенал средств – от поддержки и развития доминирующей культуры до вооруженной борьбы.

В зависимости от того, кто создает культуру и кому она предназначена, различают ее формы - народную, массовую и элитарную.

Народная культура– мифы, легенды, сказки, былины является результатом коллективного творчества. Народная культура- исторически первая, самая ранняя форма творчества людей, результат духовного поиска народа. С появлением профессиональных творцов – художников, поэтов и музыкантов – народная культура утрачивает «неорганизованную» форму существования и превращается из увлечения в профессию.

Массовая культура – это современное явление. Она получила широкое распространение в XX в.в связи с небывалым развитием массового производства и потребления, которые имеют стандартизированный, обезличенный характер, а также в связи с распространение средств массовой информации. Благодаря их деятельности массовая культура тиражируется и популяризируется. Она носит коммерческий характер. Продукция массовой культуры продается и покупается, приносит прибыль своим создателям. К этой форме культуры относятся – вестерны, детективы, фильмы ужасов, популярная музыка, телесериалы и др. Массовая культура демократична и интернациональна. Для ее восприятия не требуется специальной подготовки. Она быстро реагирует на происходящие события, адресуется широкой аудитории. В этом ее преимущества. Но художественная ценность большинства произведений массовой культуры сомнительна. Лишь единичные ее произведения проходят проверку временем. Она быстро теряет актуальность и выходит из моды. Кроме того, при современном уровне развития средств массовой информации, некоторые ее образцы могут оказывать на человека разрушительное воздействие, влияя на подсознание и инстинкты. Иногда легко внушаемые люди под воздействием тяжелой музыки, фильмов ужасов или боевиков теряют контроль над собой, действуют непредсказуемо не только для окружающих, но и для самих себя.

Элитарная культура – также создается профессионалами. Но в отличие от массовой, она сложна для восприятия и требует специальной подготовки, поэтому имеет ограниченный круг ценителей и почитателей. Фильмы Феллини, Тарковского, музыка А. Шнитке, книги Ф. Кафки требуют философского взгляда, тренированного ума и развитого интеллекта. Создатели элитарной культуры ориентируются не на прибыль, а на воплощение своих идей и ценностей, творческую самореализацию.

Массовая и элитарная формы культуры не отделены непреодолимой стеной. Образцы элитарной культуры могут стать элементами массовой в связи с ростом образования и общей культуры населения.

 

 

Основные элементы культуры.

Ранее уже говорилось о том, что с позиций социологии культура представляет собой системное общественное явление, обладающее сложной структурой. Рассмотрим основные элементы культуры как социальной системы. Элементы культуры можно разделить на материальные и духовные. К числу материальных элементов относятся так называемые артефакты - физические объекты, созданные людьми в процессе трудовой деятельности и творчества: дома, машины, книги, произведения искусства. Основное же свое внимание социология обращает на нематериальные элементы культуры, выступающие регуляторами социального взаимодействия: язык и ценности, нормы и правила, законы и традиции, церемонии и обычаи.

Разделение на материальную и духовную культуру условно. С одной стороны материальные объекты могут быть носителями духовных идеалов

(храм, книга, картина), с другой – эти ценности нуждаются в материальной оболочке (например, правила этикета требуют ношения галстука, хоккей требует наличия шайбы и клюшки). Материальная культура- это овеществленная духовная культура. Культурные элементы могут существовать как по отдельности, так и образуя культурные комплексы – совокупность материальных и нематериальных элементов (религия, спортивные игры, театр). Они предполагают наличие ценностей, норм, ритуалов, соответствующего убранства и одежды.

Многие элементы культуры носят всеобщий характер, их можно обнаружить в различных культурах мира. Занимавшийся изучением этого вопроса Дж. Мердок выделил более 70 таких элементов, которые назвал культурными универсалиями. К их числу были отнесены язык, этикет, ритуалы, связанные с рождением и смертью, обычаи ходить в гости, дарить подарки, украшение жилища и тела, гигиенические правила, спортивные правила, толкования снов и наблюдения за погодой. Наличие культурных универсалий свидетельствует о том, что люди независимо от того, где живут, находят однотипные ответы на вопросы, которые ставит перед ними природная или социальная среда. Выбор вариантов ответов не так уж велик. Кроме того, биосоциальная природа человека предопределяет этот выбор: все хотят спать, и есть, должны учитывать мнения других людей, поддерживать с ними отношения и т.д.

Важнейшей составляющей процесса социализации выступает усвоение фундаментальных элементов культуры. Прежде всего, это ценности- значимые для людей материальные и духовные объекты, принципы, идеалы, нормы, вовлеченные в сферу социальных отношений.

В процессе жизнедеятельности человек оценивает те или иные явления действительности, свои или чужие поступки на основании определенных общих критериев: хорошо-плохо, приемлемо- неприемлемо. Эти критерии и есть ценности. Ценность, таким образом,- это значение предмета или явления для человека, но не сам предмет. Вне человеческих отношений говорить о ценности бессмысленно. Важнейшая функция ценностей – регуляция взаимоотношений между людьми.

Наиболее важные, общечеловеческие ценности касаются представлений о характере человеческих отношений (жизнь и свобода, добро и справедливость, любовь и счастье).

Ценности вырабатываются обществом или группой людей. Человек усваивает их в процессе социализации. Он может выбирать, на какие ценности ему ориентироваться в своем поведении. Сознательный их выбор личностью называется ценностной ориентацией.

В каждом обществе вырабатываются свои ценности. Они служат основанием ля норм (общепринятых правил поведения и законов). Например, мужество, терпение, коллективизм – ценности распространенные в российском обществе. В европейском общественном сознании индивидуальные интересы личности должны быть приоритетными.

Механизм, обеспечивающий совпадение ожиданий общества и социально регулируемого поведения личности, культурным кодом.Знаками этого кода выступаютжесты, выражение лица, стиль и качество одежды, слова и др. В процессе социализации индивид учится безошибочно читать эти знаки, трактовать их социальный смысл. В противном случае человек не сможет правильно определить стратегию своего поведения.

Один из элементов культуры непосредственно предназначен для передачи информации и осуществления на этой основе процесса взаимодействия. Это язык- система знаков, предназначенных для коммуникации. Язык помогает индивиду осознать себя частью народа, социальной группы, отделить «своих» от «чужих».

Функция взаимопонимания индивидов, являющаяся основной функцией языка, достигается в ходе реализации трех основных его подфункций, которые взаимосвязаны и в то же время относительно независимы друг от друга:

 

· язык как идентификатор– первое условие взаимопонимания, идентификация партнерами в ходе общения тех или иных кодов, сигналов с одними и теми же объектами, отношениями, фрагментами действительности (даже звуковой сигнал «мама» может идентифицироваться с разными объектами: есть народы, у которых он означает родителя-отца; система кодов-идентификаторов в существенной степени зависит от социально-исторической практики народа, специфики его хозяйственной деятельности (например, в арабском языке существует более 6000 слов для обозначения верблюда, частей его тела и снаряжения);

 

· язык как интерпретатор интерпретационное своеобразие языка, с одной стороны, результат социально-исторической практики данного народа. С другой – язык организует, осмысливает новый опыт людей. В структуре любого языка кроется целый мир неосознаваемых представлений о жизни. Человек видит и слышит то, к чему делает его чувствительным грамматическая система его языка, обращает внимание на те свойства, на которые акцентирует внимание его словарный запас, ощущает явления, таким образом, какие значения и смыслы вложил в это понятие язык. Тем самым язык неповторимым образом воссоздает природу и окружающую действительность, закрепляет мировосприятие, вырабатывает понятийно- логическую основу для социального взаимодействия. Словарный запас не только отражает социально-исторический опыт, но и обращает внимание на те свойства, которые ускользают от внимания других. Грамматическая структура языка играет существенную роль в восприятии мира, организации социальной жизни. Грамматика – понятийно-логическое устройство для описания отношений окружающего мира, она различает, что рассматривать как главный предмет, что, как атрибут, что – как состояние, что – как производное. Особое значение в реализации интерпретативной подфункции языка имеет смысловой контекст, смысловое наполнение языковых кодов (исследование типов карьеры в Англии и США показало, что для англичан – карьера- это, прежде всего, умение вызвать признание у вышестоящего, а для американцев – это результат личных усилий, личной активности);

· язык как ретранслятор культуры– через смысловые нюансы, контексты, трактовки, дешифровки воспроизводится, поддерживается и передается своеобразие, неповторимость культуры, характерные для нее стилистика, акценты, приоритеты. Очевидно, что культура распространяется и с помощью жестов, обрядов, мимики. Однако, вряд ли что-нибудь может конкурировать с таким наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.

 

Культура в достаточной степени консервативна, т.к. ее важнейшая функция – самосохранение и поддержание устойчивости общества. Это возможно благодаря аккумуляции (накоплению) выработанного предшествующими поколениями культурного потенциала. Большую роль в обеспечении преемственности в культуре – культурной трансмиссии играют обычаи и традиции.

Традиция – это опыт культуры, принявший устойчивый характер и отобранный несколькими поколениями. Традиционными могут быть ценности, нормы, образцы поведения, взгляды, вкусы, идеи.

Традиция конкретизируется в обычаях. Обычаи – это основанные на привычке, закрепившиеся в обществе правила поведения человека в определенной ситуации. Это неписанные правила, воспринятые из прошлого, рациональный смысл которых со временем может быть утерян. Тогда их существование объясняется формулой – так принято. Принято уважат старших, справляться о здоровье знакомых, отмечать праздники и дарить подарки ко дню рождения.

Обычаи соотносятся с обрядами – правилами коллективного поведения, имеющими символическое значение (религиозные обряды – крещение, причащение- имеют значение приобщения к религии). В каждом обществе существуют обряды и ритуалы, связанные с наиболее важными моментами в жизни человека (бракосочетание, посвящение в студенты), общества и государства (инаугурация, общенациональные праздники). Участие людей в обрядовой деятельности способствует сплочению общества и укреплению социальных связей.

К числу элементов культуры, оказывающих огромное воздействие на все стороны жизнедеятельности общества, относятся религия и идеология.

Возникновение древнейших религий происходило в рамках мифа, который в первобытном обществе являлся универсальным способом постижения мира. В нем содержались элементы верований и искусства, практических и исторических знаний. Миф был одним из способов регуляции взаимоотношений между людьми. Основой для возникновения религии послужили представления древних людей об одушевленности явлений природы. С развитием абстрактного мышления произошло отделение духов от природных явлений, и они обрели самостоятельное существование в качестве богов.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов.

Роль религии определяется тем, что она вырабатывает систему ценностей, норм и санкций, выступающих в течение длительного исторического времени регуляторами взаимодействия людей, смягчает социальные конфликты, объединяет единоверцев, формирует мировоззрение, оказывает эмоционально-психологическую поддержку. В процессе исторического развития происходило формирование разных типов религии (политеистические и монотеистические). Древнейшие религии были в основном политеистическими- язычество, индуизм. Монотеистическими являются – иудаизм, христианство, ислам.

Самыми ранними были родоплеменные религии: анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Прошла не одна тысяча лет, прежде чем сложились предпосылки для возникновения религий спасения, предъявивших человеку строгие требования безгрешной жизни или жестокой расплаты за их нарушение. Период их формирования (конец I тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э.) К . Ясперс назвал «осевым временем». Среди религий спасения необходимо отметить религии, ставшие мировыми: буддизм (VI в. до н.э.), христианство (I в. н.э.) и ислам (VII в. н.э.). Большинство религий являются локальными (региональными): иудаизм, конфуцианство, даосизм, индуизм.

Религия существует не только как система представлений и объяснения мира, она функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее поведение людей. Основными элементами религии как институализированной системы являются:

· религиозные символы, идеи, трактаты, догматы, учения, зафиксированные в Священном Писании, Торе, Коране и др.;

· культ, эмоционально поддерживающий привязанность верующего к данной религии, вырабатывающий в нем религиозные чувства- храмовые службы, молитвы, праздники, обряды, ритуалы;

· церковь – организация взаимодействия людей по поводу религиозной практики

 

Церковь неизбежно имеет определенные официальные отношения с государством, признается им и пользуется уважением. В движении религии от священного к светскому принято различать 2 момента:

§ секуляризация – вытеснение религии, церкви из управления мирскими делами. К 19 веку в Западной Европе религиозные принципы полностью вытесняются из управления государством, экономикой, образованием;

§ десакрализация нарастание светского в духовной культуре. В библейские сюжеты вкладывается светский смысл, прославляющий простого человека. Человек занимает господствующее положение в творениях художников и др.

Современное общество гарантирует человеку свободу совести, т.е. право исповедовать ту или иную религию, или не исповедовать никакой.

Поэтому наряду с религиозным обоснованием ценностей существует и атеистическое – на основе критики веры в чудеса и загробную жизнь, опровержения религиозных представлений и культа, утверждения естественного происхождения мира, самоценности его бытия и жизни человека.

В отличие от религии идеология– способ рационального обоснования системы ценностей.

В начале XIX века в связи с укреплением позиций светской культуры религиозного обоснования ценностей уже было недостаточно. Идеология стала ответом на поиск новых объединяющих принципов, имеющих светский характер. Она использует аргументы логики, опирается на деятельность политических партий, государственных и общественных организаций, средств массовой информации. В современном мире идеология является одним из самых действенных средств влияния на сознание людей.

 

Культурная динамика.

 

Любое культурное явление имеет свой жизненный цикл, проходя последовательно стадии от безусловной значимости до постепенной утраты своей ценности, гибели или перерождения. Это означает, что, несмотря на внутреннюю консервативность, явное тяготение к стабильности, традиционности, культура имеет не только устойчивую, но и динамичную сторону. Эта динамика связана с созданием новых элементов и образцов, а также с распространением культуры, ее взаимодействием с другими культурами.

По мнению Х. Ортеги-и –Гассета, взаимодействия культур могут быть нейтральными ( когда культуры сосуществуют, не мешая друг другу) и конфликтными ( каждая культура стремится занять доминирующее положение и распространить в обществе свои ценности и нормы). Взаимодействие культур нередко заканчивается ассимиляцией(поглощением), диффузией (взаимным проникновением) или культурным отбором (избирательным добровольным освоением ценностей другой культуры). Каналами, по которым осуществляется взаимодействие культур, могут быть туризм, экономические связи, миграция и война.

Исследователями было замечено, что материальная культура изменяется гораздо быстрее, чем духовные ценности и нормы. Такое явление, когда одни элементы культуры изменяются быстрее других, получило название культурного лага.

Многие открытия, лежавшие в основе развития культуры происходят стихийно, в результате случайных совпадений. Однако ведущая роль в развитии культуры принадлежит сознательной деятельности людей, занимающихся творчеством, созданием новых проектов. А. Моль, изучавший механизм распространения культурных достижений в современном обществе отметил огромную роль творческих личностей в этом процессе. Они генерируют идеи, создают новые культурные образцы, продвигают их в ближайшую микросреду. Однако эти идеи не становятся автоматически элементами культуры. Они должны совпадать с культурной матрицей, т.е. соответствовать назревшим потребностям общества, соотноситься с уже действующими формами и получить всеобщее признание.

Огромную роль в распространении культурных образцов играют средства массовой информации. Их можно назвать катализаторами общественного развития. Культурные образцы, получившие признание в микросреде с помощью средств массовой информации передаются в макросреду. Если новая культурная ценность принимается широкой аудиторией и выдерживает конкуренцию среди других, то становится частью культуры общества. В ходе социализации этот образец становится достоянием личности, входит в ее индивидуальную культуру, и процесс повторяется.

Взаимодействие культур сопровождается появлением различных проблем.

Одна из них – этноцентризм. Это такое явление, когда люди судят о другой культуре, принимая собственную культуру за эталон.

Все народы стремятся измерить культуру других народов, их достижения своим аршином, считая свой культурно-исторический путь и вариант развития единственно верным. Нас нередко удивляет или даже раздражает поведение людей иной культуры, их обычаи, стиль жизни и т.д. То, что не соответствует нашим нормам поведения, нашим ценностям, мы пытаемся оценить как неразумное, нецивилизованное, как признак отсталости.

Тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной называется этноцентризмом. Этот термин впервые ввел в научный оборот американский социолог У. Самнер. Этноцентризм может быть не только этническим (хотя чаще всего мы сталкиваемся с этой формой), но и групповым (например, этноцентризм военных). Очевидно, что этноцентризм порождается достаточно ощутимыми различиями между культурами. Ни один народ не может развиваться устойчиво и стабильно, если не будет привержен принятым в данной культуре нормам, ценностям, обычаям, т.е. с точки зрения социологии этноцентризм функционально целесообразен, поскольку содействует стабильности общности, ее развитию; вместе с тем в определенных условиях этноцентризм может быть дисфункциональным, т.е. оказывать дестабилизирующее воздействие на развитие данного общества, общности.

Функционально целесообразные свойства этноцентризма:

· Исторический опыт показал, что народы, социальные группы, которые обладают достаточно развитым этноцентризмом, отличаются устойчивостью, высокой сплоченностью, патриотизмом, способностью сохранять себя как общность, не поддаваясь ассимиляции. И, наоборот, народы, социальные группы, которые не испытывают чувство гордости, эмоциональной приверженности своему языку, обычаям, традициям, своей истории, легко уступают в конкуренции, ассимилируются и т.д. Все это свидетельствует, что приверженность своей культуре, своей истории, традиции, языку является основополагающим условием интеграции народа, группы, формирования «мы-сознания». Поэтому не следует уклоняться от проявлений этноцентризма (в его разумных, функционально целесообразных формах) в реальной, повседневной жизни. Вместе с тем этноцентризм может принимать такие деструктивные формы, как:

· ксенофобия- страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам;

· шовинизм- признание превосходства своей культуры, народа над другими культурами и народами.

Подобные формы этноцентризма порождают целый ряд проблем:

· подобная абсолютизация этноцентризма лишает народ необходимой доли самокритичности, не позволяет увидеть положительные стороны другой культуры, воспринимать упущения в культуре своего народа;

· культура оказывается неспособной к преодолению своих несовершенств за счет заимствования у других народов более эффективных образцов поведения. При чрезмерном этноцентризме такие качества других народов как, например, деловитость, изобретательность, энергичность, предприимчивость, могут восприниматься как воровство, прохиндейство, торгашество и др.;

· крайний этноцентризм неминуемо порождает враждебность, конфликты с другими народами, группами в силу стремления навязать им свои, более передовые нормы, ценности, что ведет к открытому протесту со стороны представителей других народов.

 

Итак, этноцентризм, явление для культуры неизбежное, но его формы существенно влияют на судьбу данной культуры, народа, социальной общности. Недостаточное развитие этноцентризма ведет к размыванию культуры, таит в себе опасность ассимиляции культуры в более устойчивую, интегрированную. Абсолютизация тормозит развитие культуры, делает ее невосприимчивой к новому, несет опасности конфликтов с другими народами, общностями. Функционально целесообразный этноцентризм оказывается органично связанным с толерантным, уважительным отношением к другой культуре, что является признаком развитости, уверенности в себе, открытости культуры. И наоборот, неуважительное отношение к другой культуре, являясь элементом дисфункциональных форм этноцентризма (шовинизма, ксенофобии), делает ее малоподвижной, заскорузлой.

Уважительное отношение к другим культурам утверждалось по мере углубленного изучения других культур как целостности, как упорядоченной системы обычаев, норм, ценностей.

Признание целостности культуры, ее внутренней сопряженности делает необходимым при оценке тех или иных социокультурных явлений осуществление принципа культурного релятивизма, т.е. соотнесения образцов поведения, нравов, присущих тому или иному народу, с типом культуры, ее внутренней логикой. Оценка отдельного элемента культуры (обычая или нормы, ценности или обряда) возможна только в рамках данной культуры (например, многоженство не может быть понято, оценено в рамках христианства). Также, кровная месть еще встречается у народов, для которых характерны определенный темперамент, эмоциональная возбудимость, а обязательной нормой поведения являются готовность постоять за свою честь, независимость. Учтем достаточную вероятность невысокого уровня раскрываемости преступлений, элементов халатности, коррупции в деятельности органов охраны порядка, прокуратуры, суда неразвитых государств. В результате мы можем обнаружить, что обычай кровной мести становится сильным элементом сдерживания от тяжких преступлений, и, прежде всего убийств. Иначе говоря, одни элементы уравновешены другими. По этой причине кровная месть сохранилась на Западе (вендетта на Корсике и Сардинии).

Вместе с тем, нельзя считать культуру абсолютно целостной, полагать что все ее элементы причинно связаны. По утверждению П. Сорокина, «для этого надо доказать, что национализм не может существовать без всеобщего образования, Библия – без механических изобретений, милитаризм – без всеобщего избирательного права и т.д. Всякое логическое единство охватывает не всю культуру, а остается некоторое количество нейтральных или противоречащих ей систем».

Безусловным является причинно-логическое единство ядра культуры, определяющего ее своеобразие, менталитет, при наличии большей или меньшей свободы, нелогичности, случайности на периферии.

В эпоху перемен, социокультурных кризисов человек переживает своего рода культурный шок, потому что на его глазах в результате столкновения разных ценностных систем происходит обесценивание прежних норм.

Э. Дюркгейм еще в 90-е гг. XIX в. описал это явление, назвав его аномией: разрушение религиозных и семейных ценностей с неизбежностью сопровождается распадом единства общества, ростом числа самоубийств и разводов, всплеском преступности.

В конце XX века не только западный мир, но и Россия вступили в полосу социокультурного кризиса, ставшего результатом трансформации обществ. Кризисы неизбежны в обществе, и они всегда болезненно переживаются отдельными людьми. Современная ситуация вызвана, во-первых, кризисом техногенного мышления, главной ценностью которого были экономический рост и все большее накопление богатства. Оказалось, что природа – объект бесконтрольной эксплуатации – исчерпаема, как и людские ресурсы, а количество земных благ еще не решает проблему качества жизни. Во-вторых, причиной культурной аномии в странах Восточной Европы и России стал распад привычного для людей образа мира в виде социалистической общественной системы, последовавшее затем катастрофическое социальное расслоение и разрушение единства общества. Можно предположить, что для преодоления культурной аномии необходимо изменение внешних обстоятельств, установление нового социокультурного порядка или наполнение новым ценностным содержанием старых форм социальной деятельности, а также самосовершенствование личности и развитие ее духовного мира.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем состоит специфика культуры как предмета социологического анализа?

2. Какие функции выполняет культура в обществе?

3. Каковы особенности культуры как социального явления?

4. Что такое субкультура и контркультура?

5. Какие особенности молодежной субкультуры вы можете назвать?

6. Что такое культурные универсалии?

7. Какие элементы культуры вы знаете?

8. Какова роль религии в жизни общества?

9. Каким образом культура «скрепляет» общество?

10. Какое значение имеет язык как средство социального общения?

11. Как происходит распространение культуры в обществе?

12. В чем проявляется роль культуры как фактора социальных изменений?

13. В чем заключаются социокультурные последствия этноцентризма?

14. Что такое ксенофобия?

 

Литература:

 

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения. М., 1994.

11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

12. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 1996.

13. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

14. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1996.

15. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

16. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

17. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

18. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

19. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

20. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

21. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

 

Ключевые понятия:

 

1.культура

2. доминирующая культура

3. субкультура

4. контркультура

5. народная культура

6. элитарная культура

7. массовая культура

8. ценности

9. традиция

10. обычай

11. религия

12. идеология

13. культурный лаг

14. культурный отбор

15. этноцентризм

16. культурный релятивизм

17. ксенофобия

18. язык

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.