Главная

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контактные социальные общности.


 

В контактных общностях выделяют аудиторию, толпу и контактные круги.

В отличие от множеств здесь присутствуют ориентация на другого, социальное действие, устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, случайны, не являются самовозобновляемыми.

Аудитория – одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и др.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты – и в том и другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория – это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории, на стадионе и т.д. Но общность эта контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или концертном зале мы видим как люди реагируют на выступление и нам неудобно сохранять индифферентность.

Толпа- спонтанная, временная общность людей, характеризующаяся неосмысленной взаимной отзывчивостью, эмоциональным «заражением» и подражанием. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и как всем общностям толпе присуще совпадение целей. Но, в отличие от агрегации между участниками толпы возникает определенная ориентация на другого, социальные связи, обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действия, а также подражание, и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости.

Существует несколько разновидностей толпы:

· случайная толпа – возникает, когда произошло какое-то событие, «выбившее» людей из привычной колеи и вызвавшее их особый интерес. К такой толпе относятся зеваки. Случайная толпа является неустойчивой и легко распадается;

· обусловленная толпа – например, очередь за продуктами. Для ее возникновения требуется предварительное условие – наличие дефицитного или дешевого товара. Образование такой толпы планируется заранее;

· действующая толпа – сборище, восставшая толпа. Для нее характерно агрессивное поведение и особый эмоциональный накал. В такой толпе может выделяться вожак, однако его лидерство заканчивается вместе с распадом толпы;

· специально организованная – митинг, демонстрация. В этом случае мы сталкиваемся с относительно устойчивой организацией и распределением функций, иерархией, порядком действий. В такой толпе можно обнаружить ядро участников, которое выделяется осознанным, рациональным поведением и направляет поведение толпы в нужное русло.

 

В толпе индивиды утрачивают свое собственное мнение. У индивидуального участника толпы происходит «потеря самоконтроля и способности к критическому суждению, наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены» (Г. Лебон). Поведение личности в толпе характеризуется повышенной аффективностью (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Причины этого, в частности, в чрезвычайной насыщенности аффективных контактов, взаимных реакций на предельно малом замкнутом пространстве. В этих условиях человек, как правило, не способен анализировать поступки, высказывания других, прежде чем отреагировать на них. Иными словами, человек, отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Вследствие повышенной аффективности он сразу же откликается на предложения, порой самые сумасбродные. Порывы, побуждения чаще всего получают немедленное воплощение. В толпе эффект внушения очень высок, что делает ее высокоэффективной для индивида, вовлеченного в нее. В то же время внушаемость распространяется только на цель, которая объединила людей в действующую толпу и только на участников толпы (посторонние люди часто иронизируют над участниками толпы). Потеря способности рационально-критически оценивать ситуацию и повышенная внушаемость деиндивидуализируют людей, превращая их в «стадо баранов» - ведь именно врациональном обдумывании, взвешивании альтернатив сильнее всего проявляются особенности, склонности, способности, жизненный опыт личности. Повышенная аффективность и внушаемость смывает черты индивидуальности. Если индивидуальность проявляется, то только в эмоционально-импульсивном аспекте (один кричит громче другого), но смысл социальных действий остается у всех одинаковым. Опасность толпы в том, что она открыта для агрессивных, низменных, бездумных действий.

Социальные круги- это круг профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, потребности в общении, заботе о других, внимании к себе, признании, престиже. Социальные круги – это и блистательный аристократический бал, и салон мадам Шерер из «Войны и мира» и встречи приятелей и конференция ученых. Для всех этих встреч характерно одно: вэтих контактных общностях происходит довольно малообязывающий, поверхностный обмен эмоциональными ресурсами, общением, информацией. Круги могут быть достаточно устойчивыми или одноразовыми, но от этого социальная суть взаимоотношений существенно не меняется. Обмен информацией, симпатией, эмоциями не порождает серьезных взаимных обязательств людей по отношению друг к другу. Они не связаны глубинными взаимодействиями, которые вынуждают человека учесть мнение партнера.

Общности типа социальных кругов немало способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства, деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований.

Социальные круги дополняют каркас общественных связей, являются достаточно важным элементом социальной системы. Лидерство в компании не порождает серьезных социально-статусных последствий. Тамада, избранный за праздничным столом только в этой компании найдет признание благодаря своему организаторскому и ораторскому таланту. Но если эти предпосылки разовьются и приобретут свойства регулярности, организованности, социальные круги начинают перерастать в социальные группы – устойчивый комплекс солидарных взаимодействий.

 

Социальные группы.

 

Устойчивое, четко налаженное, предсказуемое для человека единство достигается в социальных группах – устойчивых, самовозобновляющихся комплексах солидарных взаимодействий. Устойчивость связей в группе, в конечном счете, зависит от эффекта вознаграждения, который предоставляет индивиду групповая солидарность. Этот эффект может иметь явный, очевидный или латентный для индивида характер, может проявляться достаточно быстро или через определенный промежуток времени.

В групповых общностях человек как минимум надеется на получение следующей выгоды:

· объединяясь с другими, координируя свои усилия, идя на жертвы ради общего дела, он надеется решить те свои личные проблемы, которые в одиночку решить невозможно или крайне рискованно;

· надеется получить в тяжелую минуту поддержку, помощь от многих других, увеличить силу и гарантию ответной помощи;

· отстаивая авторитет и престиж группы, человек надеется, что достигнутый группой престиж повысит и его авторитет, престиж, значимость со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Все это подчеркивает главное: критерием эффективностилюбой групповой общности и залогом ее устойчивости является то, насколько вознаграждения, получаемые от группы, превышают затраты, плату за координацию усилий индивидов, готовность жертвовать своими прямыми интересами.

Для группы характерны следующие атрибутивные свойства:

 

· наличие единой общегрупповой цели (покупка новой мебели заставляет нас отказаться от реализации личных планов);

· принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование «мы-сознания»;

· устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институционализация групповых взаимоотношений.

 

Лидер социальной группы – лицо, на котором в первую очередь лежит ответственность за успешное функционирование группы.

Функция лидера –постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы, как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Не имеющая лидера группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.

Направления деятельности лидера:

· осуществление внешних контактов, сотрудничество и противоборство с другими группами, поиск наиболее выгодных внешних связей, отстаивание интересов группы перед вышестоящими организациями, т.е. обеспечение наилучших внешних условий для деятельности групп;

· реагирование на вызовы внешней среды и выдвижение соответствующих новых идей, целей развития группы в изменившихся внешних условиях, реорганизация солидарных отношений в соответствии с внешними требованиями;

· программирование, координация деятельности членов группы с целью эффективного решения задач внутригруппового развития, ее отдельных участников, преодоления конфликтов.

 

Для осуществления этих функций лидеру необходимы определенные интеллектуальные, психо-волевые, нравственно-эмоциональные, физическо-имиджевые ресурсы; он наделяется определенными правами, привилегиями (властью) и немалыми обязанностями.

В рамках формальной социальной группы могут появиться формальный и неформальный лидеры.

Формальный лидер (руководитель) наделяется властными полномочиями официально в соответствии с установленными законом правилами. Он может быть выбран или назначен вышестоящими лицами.

Неформальный лидер наделяется властными полномочиями неофициально, опираясь на признание самой группы. Взаимоотношения формального и неформального лидеров могут быть как конфронтационными, так и сотрудническими. Эффективный лидер, прежде всего, должен соответствовать типу социальной реальности, типу организации социальных взаимодействий. Стили лидерства:

· авторитарный – строится на безусловном авторитете лидера, принимающего единоличные решения, подавляющего инициативу других, абсолютизирующего контроль над подчиненными. Авторитарный стиль лидерства может быть и вынужденным, когда члены группы малоинициативны, а степень самоорганизации и ответственности низкая;

· демократический – стремление вовлечь участников группы в управление, поощрение инициативы, совместного обсуждения и принятия решений, контроль присутствует, но неприоритетен. Демократический стиль целесообразен в условиях высокоразвитого личностного развития, высокоорганизованности индивидов;

· попустительский стиль не является стилем руководства в полном смысле слова. Роль лидера крайне снижена в полном смысле слова – он ограничивается тем, что подписывает документы и присутствует на заседаниях. Группа же фактически остается без руководства. Солидарные связи снижены, фактически имеется не группа, а агрегация людей.

 

Демократический стиль лидерства возможен и уместен как для руководителя, так и для подчиненных в той среде, где приоритетом является личность, ее независимость, самостоятельность, ответственность. Иными словами, тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой в данной среде.

 

 

Виды социальных групп.

 

В зависимости от характера социальных связей группы бывают первичные и вторичные; малые и большие.

Первым на наличие первичных малых групп указал Ч.Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (любовь, негодование, честолюбие) Ч.Кули обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции- (межличностный контакт).

Под первичной группой современные социологи понимают малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников утилитарной ценности, чем и привлекательны. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности. Индивиды в такой группе тесно взаимосвязаны и ориентированы на общение, а не на поставленную цель. К первичным группам относятся семья и дружеский коллектив. Первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентаций, нравственных принципов, вкусов, предпочтений.

Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Вторичная группа сможет быть большой и средней (ЗИЛ, МГУ) и малой (кафедра, отдел, бригада). Вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основа вторичной группы – рациональный расчет, социальные контакты носят безличный, утилитарный характер. Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций.

Малыми называются группы, отношения в которых складываются на основе непосредственных (прямых) контактов. Члены малой группы лично знакомы друг с другом, их численность не превышает 25-30 человек. Это- важное условие прямого взаимодействия, личного знакомства. К малым группам относятся семья, друзья, заводская бригада, кафедра в вузе.

Большими называются социальные группы, взаимодействие в которых осуществляется по преимуществу опосредованно. К ним относятся заводской коллектив или студенты одного вуза. Большие группы всегда являются вторичными. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Именно в больших социальных группах (этнических, профессиональных, городских и др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. Сложной проблемой является интеграция больших групп. Принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет образец высокоинегрированной общности. С другой стороны можно привести пример высокоинтегрированых больших социальных групп, например, нации, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа. Интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и др. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая – по более сложной, многоступенчатой:

· Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология – (единые представления о целях, путях развития) во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту.

· Эффективный групповой контроль за выполнением общегрупповых целей может осуществляться через малые группы(бригаду, церковную общину, семью и др.) В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая направленность малой группы.

Также выделяются:

· социальные группы, образованные по аскриптивному признаку (приписанному от рождения): расовые, этнические, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы;

· статусные (и профессиональные) группы возникающие в результате социального разделения труда: рабочий класс, крестьянство, инженерно-технические работники, учительство, чиновничество, предприниматели и др.;

· целевые группы (организации) –группы организованные для решения тех или иных задач- хозяйственных, научно-исследовательских, политических, просветительских и др. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.

 

 

Этнические общности.

 

Слово «этнос» в переводе с греческого означает народ. В современном русском языке толкование его настолько многозначно, что порой бывает трудно выявить, что общего в таких понятиях, как «русский народ», «казачество», «народности Севера», «племена Тропической Африки». С точки зрения социологии – это этнические общности.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая единством культуры, самосознанием и самоназванием.

 

Основные признаки этнической общности:

 

· природно-биологические. Это внешние, очевидные различия между членами этнических общностей. Так, сложилось представление, что русские чаще всего широколицые и курносые со светлыми глазами и русыми волосами, грузины – с удлиненными лицами, прямыми или горбатыми носами, черными глазами и волосами. Сторонники расово-антропологической концепции считают, что в основе этнических различий лежат расовые признаки. Раса – это категория людей, объединенных по физическим признакам (форма носа, разрез глаз, цвет кожи и др. В науке принято выделять 3 основные расы: европеидную, негроидную и монголоидную. Одним из основоположников расово-антропологической школы был Жозеф Артюр де Гобино. В своем труде «О неравенстве человеческих рас» он пытался обосновать необходимость существования господствующей элиты, и выдвинул теорию, по которой неравенство, связанное с расовыми различиями и вытекающая из него борьба рас является движущей силой развития народов. Наиболее способной к культурному развитию, по его мнению, является белая раса, особенно ее германская ветвь, сохранившаяся в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов (светловолосые и голубоглазые арийцы, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций). Стремясь к расширению своего влияния белая раса смешивается с другими расами, что, по мнению Гобино ведет к снижению ее способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Гобино считал худшей формой государства.

Мы не можем считать расовые признаки ведущими при определении этнических общностей. Чистых в расовом отношении этносов в настоящее время вообще нет. Все ныне существующие этнические общности – результат расового смешения. В процессе развития этнических общностей значение этих признаков постоянно снижается.

· географические или территориальные признаки. Очевидно, что каждый этнос занимает определенную территорию с особым климатом, ландшафтом, флорой и фауной. В начале XIX века в социальном знании возникла географическая школа ( В. Кузен), а в конце XIX века – школа социогеографии (А. де Турвиль). Представители этих школ утверждали, что особенности культуры и быта, сознания народов обусловлены окружающей природной средой. Действительно можно найти множество примеров показывающих воздействие природных условий на особенности этнических общностей. Так, например, климат определял характер одежды и жилища народов. Естественные рубежи (горы, леса, моря) часто играли роль границ, разделявших народы. Однако, можно ли считать географический признак ведущим? Мы знаем, что многие народы длительное время не имели единой территории (евреи) или постоянно меняли места обитания (цыгане), но, тем не менее, сохранили представление о своей общности.

· хозяйственно-экономические признаки. Признание основополагающего значения экономики в отечественной социологии было связано с учением К.Маркса об экономической обусловленности социальных явлений. Согласно этой позиции, этническая общность характеризуется совместной хозяйственной деятельностью. Как правило, определенный тип экономической жизни действительно присущ этническим общностям. На ранних этапах развития близость по хозяйственному типу была весьма существенной для образования и поддержания стабильности этноса. Однако в современном мире в единую экономическую систему объединяются различные этнические общности. Например, народы Западной Европы, не теряя своего этнического своеобразия, создают общую хозяйственную систему. При всей важности хозяйственно-экономического признака вряд ли его можно считать определяющим.

· социокультурные признаки ( язык, ценности, традиции, обычаи, нормы, образ жизни, религия, идеология). Большинство современных социологов считает эту группу признаков ведущей. При этом следует иметь в виду, что этнос определяется не отдельным элементом, а всей системой культуры. Для того чтобы считаться русским, недостаточно говорить на русском языке или исповедовать православие. Нужно соблюдать традиции русского народа, разделять его ценности, следовать нормам, вести соответствующий образ жизни.

Каждый народ обладает самосознанием, т.е. осознанием своей этнической общности. Самосознание- важный социокультурный признак этнической общности, заставляющий человека вести себя определенным образом. Этническое самосознание включает в себя гордость за свой народ, переживание его успехов и неудач, ответственность перед ним. Этническое самосознание гораздо прочнее и устойчивее, чем классовое, статусное или профессиональное.

Анализ этнических признаков позволяет сделать следующие выводы:

· для формирования этнической общности необходимо наличие определенных природно-биологических, территориально-географических и хозяйственно-экономических предпосылок;

· для развитой этнической общности основными являются социокультурные признаки;

· наличие этнической общности фиксируется в самосознании.

 

 

Этнические процессы.

 

Этнические общности – исторически развивающееся явление. В зависимости от характера развития выделяются два вида этнических процессов – этнообъединительные и этноразделительные. Они сопровождают историю этноса, зачастую приводят к исчезновению одних этносов и появлению других.

Этнообъединительные процессы -это объединение нескольких этносов в одну этническую общность. В древности в результате объединения племен ионийцев, дорийцев, ахейцев и др. возник древнегреческий этнос. Французский возник в результате объединения баварцев, гасконцев, бретонцев, бургундцев и др. В результате этнообъединительных процессов общее число этнических общностей в мире сокращается.

Этноразделительные процессы – процессы разделения этноса на несколько самостоятельных этнических общностей. Древнерусский этнос дал начало – трем восточнославянским народам – русским, украинцам и белорусам. Древние арабы – алжирцам, ливийцам, сирийцам и др.

Одним из вариантов этноразделительного процесса является появление диаспор. Диаспора – (рассеяние) это определенная часть этнической общности, проживающая в иноэтническом окружении, но сохраняющая свою самобытность (элементы культуры и самосознание). Появление диаспор может быть результатом насильственного выселения (депортации) или ненасильственным, в результате действия различных социально-экономических и политических факторов. В XIX в. украинцы стали переезжать в Канаду, сейчас их диаспора одна из самых крупных.

По характеру последствий можно выделить процессы укрепления и ослабления этноса.

Укрепление этноса - процесс усиления в немсоциальных связей, интеграции роста этнического самосознания, ответственности перед своим народом. Укреплению этноса могут способствовать внутренние и внешние факторы:

· внутренние – процессы институционализации, т.е. размежевания функций, выделения лидеров (идеологов), разработки этнических норм и санкций. Особое значение для укрепления этнических общностей имело появление института государства, которое целенаправленно осуществляет регуляцию этнических процессов. Благодаря соединению этноса и государства возникают нации как наиболее сплоченные и интегрированные формы этнических общностей. Нация – это социальная общность, возникшая на этнической основе и отождествляющая себя с государством.Формирование национальных государств происходит в Западной Европе в период позднего средневековья (XIII-XIV в.). Этническое самосознание самое глубокое и на его основе государство формирует собственные идеологические концепции. Однако роль государства в укреплении этнических общностей не следует преувеличивать. Многие народы длительное время не имели собственного государства, например, евреи (государство Израиль было создано в 1948 г.), финны и поляки до 1917 года входили в состав России, украинцы и белорусы получили государственность после распада СССР. К внешнимэтноукрепляющим факторам можно отнести обогащение этнических общностей за счет усвоения и переработки элементов чужого опыта без отказа от своего – культурное взаимообогащение.

Ослабление этнических общностей- выражается в распаде внутриэтнических связей (дезинтеграция), размывании самосознания, чувства ответственности перед своим народом. Дезинтеграция более интенсивна в периоды социально-экономических, политических и духовных кризисов. Народ отказывается от своих традиций, образа жизни и языка. Так, в СССР представители многих народов предпочитали учить детей в русских школах.

Процессы ослабления этнической общности могут привести к ассимиляции этноса, к утрате собственных этнических признаков и усвоению чужих. Так, в результате османских завоеваний погибла Византия как государство и этническая общность.

Разновидностью этнических процессов являются этнические конфликты. Этот тип социального конфликта – один из наиболее сложных и трудно поддающихся разрешению. Он может длиться столетиями, переходить из явной формы в латентную, затухать и опять разгораться. Россия в последнее время столкнулась с подобными конфликтами на Кавказе. Особенности этнических конфликтов:

· древнейшая форма социальных конфликтов, связанная с родоплеменным сознанием, когда родной народ наделялся всевозможными добродетелями, в то время как чужой – всеми пороками;

· собственная этничность не является для человека результатом свободного выбора. Этническая социализация протекает неосознанно, во многом стихийно. Человек усваивает этнические нормы как естественные и единственно возможные. Это значительно повышает эмоциональную насыщенность этнических конфликтов и тем самым осложняет его разрешение;

· в этнический конфликт, как правило, вовлекаются другие структурные элементы социальной реальности, его невозможно обнаружить в чистом виде. В нем переплетаются различные факторы: негативное историческое наследие, религиозные различия, экономические и политические интересы социальных групп и криминальных структур.

Причины этнических конфликтов.

Конкретно-исторические:

· территориальные (столкновение по поводу спорной территории);

· исторические (память о прошлых обидах и притеснениях);

· экономические (борьба за экономическое господство, рынки сбыта, сырье и ресурсы);

· политические (претензии на власть, изменение соотношения сил в мире или в государстве);

· социокультурные (навязывание одним народом другому собственных традиций и языка, образа жизни). Как правило, в конкретном этническом конфликте переплетаются причины различного рода.

 

По формам (способам ) осуществления:

· ненасильственный (невооруженный) конфликт – этническая напряженность, например в Карачаево – Черкесии, выражается в митингах и демонстрациях протеста, где сталкиваются этнические группировки карачаевцев, черкесов и русскоязычной диаспоры.

· насильственный- вооруженный, например, баскские сепаратисты и государственные силы в Испании и др.

По субъектам (участникам):

· конфликт между однопорядковыми субъектами (участники относятся к одному уровню социальной структуры). Например осетино-ингушский конфликт в РФ или конфликт англо и франко –канадцев по поводу государственного статуса канадской провинции Квебек;

· между разнопорядковыми субъектами, например чеченский конфликт, с одной стороны Российское государство, а с другой чеченские вооруженные группировки.

По целям участников:

· сепаратистский конфликт, направленный на отделение какой-то части территории от государства и создание собственной государственности (конфликт вокруг Приднестровья);

· автономистский конфликт направлен на создание автономии, не разрушающей целостности государства. Например, разнообразные этнические движения в Индии;

· антииммигрантский конфликт, направленный против массового въезда в страну представителей других народов( антитурецкие выступления в Германии, выступления против лиц кавказской национальности).

Этнические конфликты легче предупредить, чем преодолеть. Предотвращение этнических конфликтов требует усилий со стороны властей и народов, втягиваемых в противостояние. Самое главное – вовремя заметить возможность его возникновения. Для этого следует постоянно изучать отношения между народами и прогнозировать варианты их развития. Одним из способов профилактики является повышение уровня образования и культуры народа, расширение знаний о других народах и их культурах.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под социальной общностью?

2. Что заставляет людей объединяться в социальные общности?

3. Чем определяется многообразие социальных общностей?

4. Почему масса является мнимой социальной общностью?

5. В чем различия между массой и толпой?

6. Что характерно для поведения человека в толпе?

7. Что такое социальные группы и как они классифицируются?

8. Каковы признаки первичной и вторичной социальных групп?

9. Имеется ли в вашей группе неформальный лидер?

10. Каковы основные признаки этнической общности?

11. Какие вы знаете виды этнических процессов?

12. Назовите особенности и причины этнических конфликтов.

 

Литература:

 

1.Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

2.Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

3.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

4.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

5.Кули Ч. Первичные группы// Американская социологическая мысль, Тексты, Под ред. Добренькова В.И. М., 1994.

6.Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

7.Миллз Т.М. О социологии малых групп// Американская социология. М., 1972.

8.Московичи С. Век толп. М., 1998.

9.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

10.Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

11.Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.

12.Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

13.Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

14.Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

15.Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

 

Ключевые понятия:

 

u. социальная общность

v. мнимая общность

w. категория

x. агрегация

y. масса

z. контактная общность

aa. аудитория

bb. толпа

cc. социальные круги

dd. социальная группа

ee. групповой контроль

ff. формальный лидер

gg. малая группа

hh. большая группа

ii. этнос

jj. диаспора

kk. ассимиляция этноса

ll. нация



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

headinsider.info. Все права принадлежат авторам данных материалов.